Туристы ищут сильных гастрономических ощущений и пробуют страны на вкус

Автор фото: Global Look Press

Из любого, кто попадает на винодельню, делают виноградинку. Кладут под огромный пресс, обливают водой, затем выжимают.

Это целое шоу, рассказывает Леонид Затуливетров, генеральный директор управляющей компании "Общепит СПб", о гурмэ-туре на австрийские виноградники. Сильных гастрономических ощущений сейчас ищут многие россияне.
Гастрономическими туристами были, наверное, самые первые путешественники. Марко Поло и Афанасий Никитин среди других впечатлений описывали и то, какова им местная еда на вкус. Среди современных путешественников появились те, кто отправляется в странствия в первую очередь за тем, чтобы есть, готовить еду из местных продуктов под присмотром специалистов и проходить местные ритуалы, связанные с едой.
Важной вехой в развитии гастрономического туризма стал 2003 г. Тогда в США была создана Международная ассоциация гастрономического туризма. Она выступает посредником между локальными ресторанами и туристическими компаниями, обеспечивая рынок сбыта одним и клиентопоток - другим. Впрочем, девиз у организации гуманистический: "Еда - это квинтэссенция нации, ее характера и истории".
"Наша группа вернулась из Перу. Мы готовили национальное блюдо перуанской кухни - севиче. Это сырая рыба с лимонным соком. Когда бываем в Швейцарии, обязательно варим шоколад. Мы всегда включаем в туры часть, связанную с гастрономией", - говорит Елена Слиозберг, директор туристической компании "Актис".
Сейчас присутствует активный настрой на еду и приготовление еды, это глобальная мода. Но все же гастрономия в чистом виде, наверное, интересна специалистам. Заниматься в путешествии только едой - значит обеднять себя, говорит Елена Слиозберг.
Отправлять желающих в гурмэ-туры могут не только туристические фирмы. Устроителями могут быть кулинарные школы или клубы, рестораны. Ресторан ITALY организует путешествие в Пьемонт в сопровождении собственного шефа. Туристы будут жить в двух поместьях производителей вина и граппы: Berta и Villa Sparina. Заглянут в винные погреба, на шоколадную фабрику Novi и фабрику по производству печенья Amaretti.
Считается, что гастрономические туры выбирают те, кто уже везде был, все видел, или те, кому надоел "Цезарь" во всех точках общепита.
Леонид Затуливетров, впрочем, считает, что гурмэ-туры сильно проигрывают в популярности поездкам в Египет "все включено". "Я езжу в Таиланд и почти всегда влезаю в ресторан с более или менее приличной кухней. Даю денег повару, и он меня чему-то учит. Я сочетаю полезное с приятным", - рассказывает Леонид. Что касается путешественников, не связанных с ресторанным бизнесом, по словам Леонида, состоятельные туристы вполне могут самостоятельно навестить интересные рестораны национальной кухни.
Впрочем, среди местных кулинарных брендов есть те, которые существуют столетиями и доступны не только снобам. Дынный фестиваль во Франции, Томатный фестиваль в Испании, на котором происходит многочасовое сражение помидорами, и, конечно, Октоберфест в Мюнхене. В Италии бурно отмечают праздник поджаренного поросенка, праздник дичи, праздник черного хлеба, праздник ветчины.
Шеф-повар Илья Лазерсон считает, что с гастрономическим туром стоит отправиться в страны Дальнего Востока (Китай, Вьетнам, Таиланд) или же во Францию и Испанию. В каталоге туристических агентств перечень гурман-туров мал. Но практически любое агентство составит его под индивидуальный заказ. Будет забронирован столик в мишленовском ресторане, номер в гостинице, рассчитаны стоимость и продолжительность путешествия. В то время как ресторан или кулинарная школа подумают и о досуге. В их пакет помимо этого войдет посещение тратторий, закрытых для туристов, винных погребов, ферм, виноградников. Стоимость такого путешествия будет полностью зависеть от его программы, в среднем же составит 2,5-3 тыс. евро.