Томас Нолл: "Россиянам мешает визовый барьер"

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Известный в Петербурге отельер Томас Нолл, основавший собственную компанию TN Hotels and More, о туристической привлекательности Петербурга, раках, моде и собственной удаче.

Как зародилась ваша компания и в каких направлениях она развивается?
— Компания TN Hotels and More, президентом которой я являюсь, очень молодая. Она была основана мною 1 июля 2011 года. Я являюсь 100%–ным владельцем фирмы, но все сотрудники принимают активное участие в генерировании дохода. При этом я работал очень интенсивно всю жизнь, буквально с утра до ночи, и всегда хотел обладать большей жизненной свободой. Поэтому основал собственный бизнес, в успехе которого финансово заинтересован каждый сотрудник. Теперь я не трачу много времени на контроль рабочего процесса.
В 2010 году вы покинули пост генерального директора "Гранд Отеля Европа". Почему?
— Карьера профессионального отельера сродни карьере дипломата, на позиции генерального менеджера отельеры работают не более 2–3 лет. Я же пробыл 6 лет в отеле "Европа". До сих пор нахожусь в прекрасных отношениях с компанией Orient Express, под управление которой он перешел в 2005 году. Однако с приходом новой команды поменялось отношение к моей деятельности, что, возможно, было также вызвано экономическим кризисом. На тот момент мне уже исполнилось 50 лет, и я понял, что благодаря индустрии гостеприимства мне посчастливилось прожить уже несколько интересных жизней. Я решил сделать небольшую паузу в бизнесе, для того чтобы больше времени проводить с моими младшими детьми: я поехал с семьей в Португалию, затем в Индию, несколько недель провел у себя на родине, в Германии. С огромным удовольствием занялся строительством загородного дома, спортом, путешествиями, осуществил свою давнюю мечту — тур по Европе на мотоцикле.
После возвращения в Россию я осознал, что настала пора использовать массу накопленного опыта и внушительный список ценнейших контактов по всему миру, которые я приобрел во времена управления отелями. Поэтому я основал свой бизнес, который призван содействовать инвесторам в развитии и укреплении их деловых позиций на российском рынке. Я полон сил. У меня действительно большие планы на будущее!
Какие конкретно проекты вы сейчас ведете?
— Мы консультанты в реализации двух интересных проектов строительства отелей в Петербурге. Впоследствии будем оказывать содействие в управлении этими отелями.
Первый проект — люкс–отель на ул. Правды, 10, где инвестором выступает ЗАО "Международная балтийская инвестиционная компания" (дочерняя компания Международного банка Азербайджана).
О втором проекте еще рано говорить, поскольку я нахожусь в активной фазе переговоров с инвестором. Это будет люкс–бутик–отель, расположенный в фантастически прекрасном месте. Сейчас рассматриваю предложения ряда крупных мировых отельных брендов — потенциальных операторов данного отеля.
Следующее крупное направление нашей деятельности — маркетинговые услуги. Яркий пример — сотрудничество с организаторами Международной недели моды Aurora Fashion Week.
TN Hotels and More также продвигает ряд брендов в сфере красоты и здорового образа жизни: к примеру, японскую косметику нового поколения Forlle'd. Еще одна наша инициатива — гастрономический проект foodatelier. Сотрудничаем с благотворительным фондом "Будущее Родины" (занимается предотвращением распространения наркотиков среди детей).
Aurora Fashion Week и Forrle’d — проекты совладельцев холдинга "Адамант"Евгения Гуревича и Михаила Баженова. Давно вы с ними знакомы?
— Холдинг "Адамант" является одной из ведущих компаний в нашем городе. В бытность мою генеральным директором "Гранд Отеля Европа" я неоднократно приглашал господина Баженова и господина Гуревича на различные мероприятия и приемы в качестве VIP–гостей отеля. Михаил и Евгений давно меня знают, и в июле прошлого года они пригласили меня на встречу, во время которой и предложили сотрудничество.
Кстати, тогда же, в июле 2011 года, поступило еще одно предложение о сотрудничестве — от компании ST. PETER LINE, ведущего паромного оператора на Северо–Западе России.
В чем суть сотрудничества с ST. PETER LINE?
— Одной из первых задач было изменение в восприятии шведов имиджа российского сервиса на борту паромов компании ST. PETER LINE, для которой Швеция является стратегически важным рынком. В то время этот имидж был далек от совершенства. Поэтому я организовал крупное мероприятие с участием правительства Швеции, бизнесменов, владельцев туристических компаний, а также представителей международных СМИ на борту парома "Принцесса Анастасия".
Это был яркий, незабываемый прием, во время которого подавали раков. С Алтая я доставил потрясающих раков, из Финляндии я привез повара — чемпиона в приготовлении раков. Причем раков приготовили на шведский манер. Таким образом, благодаря совместным усилиям удалось изменить мнение шведов о российском сервисе на борту паромов в лучшую сторону.
А для чего иностранный турист приезжает в Петербург? Какие мероприятия нужны городу с точки зрения событийного туризма?
— Я повторю те же слова, которые говорю почти 10 лет моего проживания в России. Прежде всего нужно значительно облегчить визовый режим. Конечно, 72 часа без визы для туристов, прибывших на паромах, — это хорошо. Но все–таки нужны более кардинальные шаги. Взять, к примеру, молодых людей или бизнесменов, которые планируют все очень быстро и порой спонтанно. Они не готовы отдать свой паспорт и потом неделями ждать визу.
Помимо того, нужны какие–то интересные тематические события и мероприятия общегородского масштаба, чтобы выйти за рамки привычных достопримечательностей.
Может, нам идей не хватает?
— Идеи есть, нет грамотного лидерства в туристической сфере. Нужна очень жесткая рука, которая будет руководить и организовывать всех вовлеченных в этот процесс людей. Нужно придумать что–нибудь характерное для Петербурга, чтобы стать лицом и движущей силой для привлечения туристов. Для этого нужна сплоченная мотивированная команда профессионалов, которая будет генерировать новые идеи.
Движущая, координирующая сила — обязательно ли должна быть структура власти?
— Я убежден, что в СПб успех туристической отрасли во многом зависит от поддержки и помощи правительства города, иначе затруднительно пройти все формальности и все разрешения на проведение тех или иных мероприятий.
Если мы говорим о других странах и их городах, то это возможно благодаря различным отраслевым ассоциациям — отельным и иным, которые заинтересованы в результате. Россия также нуждается в серьезной ассоциации отельеров, которую мы уже пытались основать. Более того, я и мои единомышленники разработали устав этой ассоциации 8 лет назад, взяв за основу лучшие достижения наших коллег в ведущих европейских странах. Состоялся прием с участием властей города, которые одобрили и поддержали идею. Затем главой данной ассоциации назначили человека, не имеющего опыта работы в международном отельном бизнесе. Сейчас там ведется вялотекущая деятельность, которая не приносит ощутимых результатов, к большому сожалению. Повторю: России нужна сильная структура, которая будет наделена широким кругом полномочий для продвижения интересов отельеров, а также Петербурга в целом.
А есть ли со стороны бизнеса к этому интерес и желание потратить на это время и деньги?
— Есть действенная финансовая модель. Предположим, что пятизвездочные отели вносят по $2 за каждый номер ежемесячно. Отели более низкой категории могут вносить меньше. Таким образом, каждый месяц набирается сумма, достаточная для успешного поддержания деятельности ассоциации.
Конечно, по природе все люди ленивы и порой не готовы самостоятельно предпринимать некоторые шаги. Однако это можно побороть, используя хороший административный ресурс и юридическую плоскость. Если будет правильно разработана законодательная база, которая будет обязывать отельеров участвовать в данных ассоциациях, тогда будет порядок и успех.
Например, если данная организация будет наделена правом классифицирования отелей (по количеству звездочек), тогда любой отель непременно должен будет участвовать, чтобы не выпасть из структуры.
Повлияет ли на решение инвесторов вкладываться в реновацию зданий под отели в центре СПб заявление губернатора Георгия Полтавченко  о сохранении исторического центра?
— Я считаю, что исторический центр города можно сохранить в первозданном виде и реконструируя уже возведенные здания под отели. Возьмем, к примеру, Таллин. Сколько там удачных отелей, которые расположены в старинных зданиях! Это, несомненно, привлекает туристов. Всем хорошо известно выражение "старый Таллин".
Томас, расскажите теперь о себе.
— Я вообще считаю, что я счастливчик, мне удалось счастливо прожить не одну жизнь. Я родился и вырос в небольшой деревне в Германии. Я из простой семьи: моя мама была портнихой и всегда совмещала работу с воспитанием четырех детей. Папа был дальнобойщиком.
Когда я был маленьким мальчиком, начитавшись историй о Робинзоне Крузо, все время грезил об островах и мечтал повидать мир. Мне посчастливилось, и я воплотил все свои мечты в жизнь.
Какая у вас специальность по диплому?
— Я дипломированный шеф–повар с наивысшей квалификацией. На момент получения диплома я был признан лучшим шеф–поваром в Южной Германии. В 27 лет я поехал учиться в Cornell University в США для повышения квалификации. Это было поддержано и профинансировано компанией, в которой я работал, потому что я показывал очень хорошие результаты. Уже к 30 годам я стал генеральным управляющим крупным отелем на 400 номеров в Хургаде.
Ваш первый приезд в Россию был связан с работой или же вы как турист приехали?
— На самом деле причина моего приезда в Россию связана с расставанием с первой женой. К тому же на тот момент я уже проработал более 7 лет в курортных отелях. Пора было что–то менять. Компания, в которой я работал, предложила мне переехать в Петербург. Однако уточнила, это будет всего на 3–4 месяца. Тогда отель "Коринтия Невский Палас" должен был сменить владельца. После Петербурга я хотел поехать в Куала–Лумпур (Малайзия), чтобы открывать там новый западный отель.
Я приехал в СПб в июне 2001 года, в тот самый фантастический период, когда было тепло и солнечно. И с самого первого мгновения я увидел улыбающихся, приветливых людей и подумал, что Россия — все–таки хорошее место. Мне очень нравится Петербург и Россия в целом, поэтому я решил остаться здесь и очень рад тому, что этот город стал мне родным.
Расскажите о ваших детях. Планируете ли вы, чтобы они пошли по вашим стопам?
— Моим младшим деткам–двойняшкам по 4 года. Пока они растут в моем загородном доме, но скоро наступит время, когда нужно будет думать о школе.
Мое отношение к карьере моих детей такое: я считаю, что они имеют полное право выбирать ту карьеру, которая им по душе и которая соответствует их талантам и способностям. Я ни в коем случае не планирую навязывать им свое мнение.
Моя старшая дочь Саманта заканчивает обучение в Швейцарии, в известной школе гостеприимства Lausanne. Она сама сделала такой выбор, хотя я и предостерегал ее: "Может быть, ты передумаешь?" Однако она твердо решила связать свою судьбу с индустрией гостеприимства. Видимо, на ее выбор во многом повлияла международная отельная среда, в которой она выросла. У Саманты три паспорта — мир открыт для нее!
Мой подход к воспитанию детей состоит в том, чтобы открыть глаза и уши моим детям, чтобы они слышали и видели в жизни то, что действительно соответствует их призванию. Такой же тактики я придерживаюсь в подборе персонала моей компании.
Я никогда не беру на работу "должности". Я нанимаю человека, который подходит по духу, по складу характера, способностям и призванию заниматься тем или иным делом. Этот подход позволяет всем моим сотрудникам максимально эффективно реализовывать свой личный потенциал, заниматься любимым делом и достигать ощутимых успехов во благо себе и моей компании.