Минфин хочет обязать страховщиков раскрывать размер комиссионного вознаграждения

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Минфин хочет обязать страховщиков раскрывать размер комиссионного вознаграждения. В компаниях считают, что это коммерческая тайна, и не собираются говорить правду.

Министерство финансов  хочет обязать страховые компании и посредников-юрлиц раскрывать размер комиссионных у себя на сайтах. Об этом заявила заместитель главы департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. "Посредники - агенты, юридические лица - должны быть абсолютно прозрачными", - сказала она СМИ. Это нововведение не будет касаться агентов-физлиц. Министерство намерено внести поправки в закон "О страховом деле" перед его рассмотрением во втором чтении. Первое чтение прошло в Госдуме в конце января.
Интерес регулятора к высоким комиссионным связан с тем, что они зачастую служат орудием недобросовестной конкуренции страховых компаний. В Петербурге посредники ежегодно получают около 6 млрд рублей, причем большая часть этой суммы выплачивается незаконно.
Размер комиссионного вознаграждения и тарифы - это основные рычаги регулирования объема продаж, говорят страховщики. Эксперты отмечают, что завышенные комиссионные в основном присутствуют в автостраховании. Они означают либо желание компании захватить долю рынка, либо попытку (зачастую неудачную) ликвидировать убыток путем повышения объема продаж.
"Размер максимального комиссионного вознаграждения не является коммерческой тайной, так как он прописывается в лицензии и его зачастую можно найти на сайтах страховых компаний", - говорит Марина Хмырова, заместитель директора филиала по развитию агентской сети СЗРЦ ОАО "РЕСО-Гарантия". - При этом конкретные договоренности с посредником составляют коммерческую тайну".
Эксперты также отмечают, что рынок комиссионных вознаграждений непубличен и часть денег посредникам выплачивается по другим договорам. В обязательных видах страхования (ОСАГО, "зеленая карта") вознаграждение обычно выше позволяемого законодательно.
Эксперты полагают, что данная инновация рынок комиссионных из тени не выведет. "Уверен, что наши коллеги будут показывать средние величины, возможно, в рекламных целях они будут ниже рынка", - говорит Александр Остроумов, заместитель генерального директора компании "КИТ Финанс Страхование".
Старт "гонки комиссионных" начался с 2003 года - с введением ОСАГО. Обычно высокие комиссионные сопровождаются стимулированием продаж - беспроигрышными лотереями и другими экзотическими способами.