Усть-Луга привлекает тяжелые грузы

Автор фото: Асмолов Евгений

Итоги работы российских портов на Балтике говорят о перераспределении грузовых потоков. Из Европы грузы перетекают в Россию, из Петербурга - в Ленобласть.

Стивидоры подводят итоги года. Несмотря на суровую зиму-2011, когда почти до мая транспортные суда стояли во льдах Балтийского моря, петербургским компаниям удалось нарастить грузооборот по сравнению с 2010 годом и даже преодолеть докризисный уровень перевалки - 59 млн т в 2008 году. По итогам 2011 года стивидоры Большого порта Санкт-Петербург обработали 59,9 млн т грузов, что на 3,3% выше уровня предыдущего года, сообщили в администрации порта. Среди импортных товаров наиболее динамично росла перегрузка легковых автомобилей. Стивидорная компания ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», входящая в UCL Holding Владимира Лисина, обработала в петербургском порту в 3,4 раза больше автомобилей, чем в 2011 году (47 тыс.). Вдвое увеличил перегрузку автомобилей порт Усть-Луга, в нем на берег сошло более 133,8 тыс. автомобилей.
"В 2011 году наметилась устойчивая тенденция по переориентации в Усть-Лугу транзитных грузопотоков из сопредельных государств. Сегодня к нам, минуя прибалтийских и финских посредников, регулярно заходит океанский транспорт. Доля таких судов в 2012 году будет увеличиваться", - надеется генеральный директор ОАО "Компания Усть-Луга" Максим Широков. Пока океанские суда везут напрямую в Россию преимущественно автомобили из Кореи и Японии, раньше они шли в порты стран Северной Европы, где перегружались на небольшие, фидерные суда и направлялись в российские гавани. На дополнительных операциях по перегрузке товара грузовладельцы экономят по 300 евро с контейнера.
Среди экспортных товаров преобладают углеводороды, удобрения, лес. Резвый рост продемонстрировало зерно, после отмены эмбарго осенью прошлого года его экспорт вырос на 67%. Представитель "Уралкалия", который владеет Балтийским балкерным терминалом в Усть-Луге (через него проходит около 90% минудобрений), сообщил, что объем перевалки не снизился по сравнению с 2010 годом, даже немного возрос. Экспорт нефти и нефтепродуктов остался на уровне прошлого года (около 75 млн т) в порту Приморск. Но некоторые терминалы сократили обороты. Так, ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" сократило грузооборот на 15-16%, лишившись поставок топлива с Киришского НПЗ.
Некоторые грузы ушли из петербургского порта в Ленобласть. По словам представителя администрации порта, объем перевалки угля и кокса за прошлый год сократился на 87% по сравнению с 2010 годом, руды - на 93%. С 2011 года ЗАО "Контейнерный терминал" (бывшая Четвертая стивидорная компания) принимает только контейнеры, из-за чего ее грузооборот упал на 39%, до 1,8 млн т. Углем и рудой занимается теперь другая "дочка" UCL Holding - "Универсальный перегрузочный комплекс" в Усть-Луге.
Грузооборот порта в Усть-Луге в 2012 году может достичь 40 млн т. Основной прирост ожидается за счет запуска в эксплуатацию первой очереди терминала по перевалки нефти (конечная точка БТС-2), принадлежащего нефтетрейдеру Gunvor.
"Работы по восстановлению причалов завершены. Однако комиссия пока не сочла принятые меры достаточными для ввода терминала в эксплуатацию", - объяснял осенью "ДП" представитель нефтетрейдера Gunvor, владеющего ОАО "Роснефтьбункер", Антон Куревин. Очередная попытка ввести терминал в эксплуатацию будет предпринята в I квартале 2012 года.