Эффект рублевого понуждения

Автор фото: Trend

Руководитель ФСФР по Северо–Западу Павел Иванов рассказал "ДП", как реорганизуется его служба в связи с получением контроля над страховой отраслью.

"ДП": Как можно улучшить работу страховщиков, на которых часто жалуются клиенты?
— На страховщиков идет огромное по сравнению с остальными секторами финансового рынка количество жалоб, за которыми ФСФР России осуществляет контроль и надзор.
Если рассмотреть ситуацию в СЗФО, то на нарушения со стороны более чем 30 тыс. акционерных обществ и порядка 1 тыс. компаний (и филиалов компаний), осуществляющих различные виды деятельности на финансовом рынке Северо–Запада, поступает жалоб в разы меньше, чем на деятельность страховых компаний. Безусловно, причиной этого являются как объективные, так и субъективные факторы. К объективным относится большая степень вовлечения населения в страховой рынок. Например, владельцами полиса ОСАГО являются большинство автомобилистов. Также перечень мер, которые мог принять Страхнадзор к нарушителям, был ограничен: предписание, приостановление лицензии и/или ее аннулирование. Переход по тяжести по¬следствий для деятельности страховой организации между предписанием и приостановкой лицензии очень большой. Допустим, клиенту недоплатили 1 тыс. рублей, компании выдали предписание, оно не исполнено. Дальнейший шаг — приостановка лицензии, что фактически парализует деятельность компании и может иметь тяжелейшие последствия для десятков тысяч клиентов. Однако есть и субъективные причины. Например, с 2002 года действует глава 19 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), которая предусматривает административное наказание за неисполнение предписаний органа власти. На страховом рынке она почему–то не применялась. Хотя понуждение рублем — очень эффективный стимул для обеспечения соблюдения страховой компанией требований законодательства. Кроме того, в отдельных случаях КоАП позволяет применять дисквалификацию руководителя компании.
Применение в отношении страховых компаний новых наказаний серьезно изменит ситуацию ссоблюдением законодательства на страховом рынке. Лидер по жалобам на Северо–Западе — компания "Ростра". В инспекцию Страхнадзора по Северо–Западу за 10 месяцев ее работы в 2011 году поступило порядка 500 жалоб на действия, а точнее бездействие по выплате денег, этой компании. Причем необоснованных жалоб почти нет. Но только в ноябре у компании была приостановлена лицензия, хотя уже почти как год она затягивает выплаты. Пример с "Рострой" — не исключение.
"ДП": Кто у вас будет первым заместителем? Предполагалось, что прежний глава Страхнадзора по Северо–Западу Денис Кику перейдет к вам на должность первого зама по страховым вопросам.
— Вакансии заместителя у нас нет. Соответственно, мы не можем предложить руководителю инспекции ФССН по СЗФО перейти к нам на эту должность. Мы подготовили для него альтернативные предложения, однако я предполагаю, что, к сожалению, они его не устроят. Кроме Дениса Кику в региональное отделение ФСФР в СЗФО не перешли еще два сотрудника. Они уже отказались от предложенных должностей и уволены. Остальной коллектив инспекции перешел на работу в региональное отделение ФСФР.
В региональном отделении заниматься страховщиками будут два отдела: отдел контроля страховой деятельности (его руководитель Павел Молчанов) и отдел сводной отчетности и финансового контроля (руководитель Ольга Фомина). Еще из кадровых изменений можно отметить то, что в отделах появились должности заместителей. В настоящее время на занятие этих должностей объявлен конкурс.
"ДП": С 2012 года вступают в силу новые требования по повышению уставного капитала страховщиков. Тем не менее даже крупные компании, уходя с рынка, как правило, не оставляют активов…
— Эта проблема обозначена руководителем ФСФР России как одна из наиболее серьезных для страхового рынка. На решение проблемы дутости уставных капиталов и качества активов, в которых хранятся страховые резервы, может уйти от 1 до 3 лет. При этом объединение двух служб является одним из шагов к успешному ее разрешению, так как наведение порядка в этом вопросе возможно во многом за счет тех механизмов, которые уже апробированы ФСФР России по отношению к другим видам профессиональной деятельности.
Сейчас обсуждается возможность принципиальных изменений в части контроля качества активов путем введения института специализированных депозитариев, который себя хорошо зарекомендовал в паевых инвестиционных фондах и негосударственных пенсионных фондах.
Теперь ситуация станет для нас прозрачнее. Появляется возможность выявлять эту проблему не в момент отзыва лицензии страховой компании, а  в ходе текущего надзора, делать встречную проверку качества инструментов, в которые размещены активы компании. Обнаружив сомнительные ценные бумаги в активах страховой компании, мы сможем проверить, что это за бумаги и есть ли они в наличии.
"ДП": Эффективность надзора вырас¬тет в связи с тем, что квалификация специалистов ФСФР выше во всем, что касается ценных бумаг?
— Дело даже не в квалификации, а в том, что межведомственное взаимодействие наладить всегда сложнее, чем работу внутри одного ведомства. Когда задачи решаются в рамках одной структуры, по–житейски гораздо проще снять трубку и задать вопрос человеку, с которым ежедневно встречаешься по работе.
Безусловно, на финансовом рынке есть проблема, связанная с созданием дутых эмитентов. Периодически возникает ситуация, когда создается какое–то акционерное общество с немалым уставным капиталом, выходит торговаться на биржу, а по сути за ним — пустышка. Но при этом каким–то странным образом акции этого общества оказываются в активах страховых компаний, в уставных капиталах профессиональных участников финансовых рынков.
"ДП": Такие общества существовали с тех пор, когда появились первые акции.
— Да, только теперь появились компании, цель сомнительных действий которых — не собрать деньги с населения и с этими деньгами сбежать, а создать фикцию в активах. Формально акции такой компании соответствуют требованиям для того, чтобы находиться в активах, к примеру, страховой компании.
"ДП": Можете ли вы привести примеры таких пустышек?
— По Северо–Западу мы сейчас работаем с тремя такими компаниями, но их еще рано называть. А по России такие компании выявляются, как правило, в связи с обнаружением признаков манипулирования ценами на биржевых торгах.
Например, в марте 2010 года было выявлено манипулирование ценами по ценным бумагам акционерных обществ "ИнтерТрейдИнвест" и "Финкоминвест". ФСФР России аннулировала выпуск ценных бумаг этихкомпаний из–за недостоверности сведений, указанных в проспектах эмиссии.
"ДП": Каковы еще по¬следствия объединения ФСФР и Страхнадзора?
— У регионального отделения ФСФР в СЗФО другая география присутствия. У нас есть территориальные отде¬лы почти во всех субъектах Федерации, тогда как деятельность инспекции ФССН в СЗФО была сосредоточена в Петербурге. На сегодняшний день мы уже обучили сотрудников двух своих территориальных отделов (из Вологды и Сыктывкара), и с 1 декабря они начали работу, в том числе и по вопросам страхового рынка. Остальные территориальные отделы включатся в эту работу с начала следующего года.
"ДП": Теперь владельцам полисов из тех регионов не придется ездить в Петербург с жалобами?
— Да. Хотя количество приезжавших из других регионов было невелико, потому что часто спор со страховщиком идет о сумме в пределах 10 тыс. рублей. Тогда лететь в Петербург, к примеру, из Мурманска нет смысла. Хотя всегда есть возможность написать жалобу или позвонить в инспекцию. Поэтому основной эффект, которого мы ожидаем от работы территориальных отделов, будет заключаться в сокращении сроков рассмотрения жалоб граждан. У территориального отдела будет возможность более пристального контроля за страховщиками и, как следствие, возможность оперативного выявления ситуации, если у компании начались проблемы.
"ДП": С 1 января 2012 года вступает в силу закон "Об организованных торгах". Как он повлияет на петербургские биржи и их участников и с чем была связана необходимость такого закона?
— В 2004 году, после реформы органов государственного управления, контроль за всеми видами бирж был поручен ФСФР России. Но существовала большая разница в подходах предшественников ФСФР по регулированию деятельности бирж (до 2004 года товарные биржи находились под надзором Комиссии по товарным биржам при Министерстве по антимонопольной политике. Фондовые биржи контролировались Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг). Была необходимость гармонизации биржевого законодательства.
Поэтому уже с 2005 года в планах правительства была ясна необходимость универсального закона,который бы обобщил весь наработанный опыт и убрал противоречия в регулировании разных типов бирж. После принятия закона "Об организованных торгах" можно утверждать, что  поставленная задача во многом решена. Законом предусмотрен переходный период по отдельным моментам вплоть до 1 января 2014 года, но это уже движение по понятному маршруту.
"ДП": Петербургская международная товарно–сырьевая биржа (МТСБ) была создана после 2004 года. По какому закону она создавалась?
— По закону 1992 года. И он до сих пор действует. По нему у ФСФР один набор полномочий, а по закону "О рынке ценных бумаг" — другой. И у службы совершенно разные возможности влиять на работу товарных и фондовых бирж. Нормы, которые были заложены в закон "О рынке ценных бумаг", более продвинутые. И конечно же новый закон ближе к нему. Так что большее влияние новый закон окажет на товарные биржи. Им придется вносить больше изменений в свою деятельность. Надеюсь, что участники торгов изменения не почувствуют, так как вступления в силу норм закона будут происходить постепенно.
"ДП": В общественном транспорте Петербурга появилась реклама нового "МММ" с портретом Мавроди. Вас как–то тревожит возрождение финансовых пирамид и может ли ФСФР им эффективно противодействовать?
— Формально появление таких организаций не касается ФСФР, но оно нас тревожит. В пределах наших полномочий с финансовыми пирамидами можно вести, к сожалению, только информационную войну. Мы проанализировали рекламу в общественном транспорте и СМИ на предмет того, кто обещает слишком светлое финансовое будущее в виде 40–60–100% годо¬вых, затем вывесили список десятка наиболее активных таких компаний у себя на сайте и выразили сомнение в том, что они привлекают деньги для коммерческой деятельности. Эти действия, с одной стороны, породили волну возмущения у таких организаций, а с другой — привлекли к их деятельности внимание правоохранительных органов и граждан.
Биография:
Павел Иванов родился 19 июня 1969 г. в Ленинграде.
1995–1999 гг. — вице–президент Центрального московского депозитария.
2001–2003 гг.— член ФКЦБ России.
2003–2005 гг. — начальник корпоративного управления в московском представительстве компании "Милхаус Кэпитал Ю Кей Лимитед".
С 2005 г. — руководитель РО ФСФР России в СЗФО.
Что контролирует ФСФР:
Профессиональных участников рынка ценных бумаг: брокеров, дилеров, доверительных управляющих, клиринговые организации, депозитарии, реестродержателей, организаторов торговли и фондовые биржи.Также ФСФР контролирует товарный рынок, рынок страховых услуг, бюро кредитных историй, микрофинансовые организации, кредитные потребительс¬кие кооперативы и саморегулируемые организации.