Всемирно известная торговая сеть H&M начала продажи коллекции Dragon Tattoo, навеянной известной трилогией Стига Ларссона. Коллекция нивелирует отличия мужского и женского.
В коллекции 30 элементов одежды: байкерские кожаные куртки и брюки, худи на молнии, потертые рюкзаки и ботинки. Все очень агрессивно и, если можно так выразиться, гермафродитно.
Коллекция воссоздает стиль Лисбет Саландер - главной героини трилогии Стига Ларссона, бисексуальной то ли девочки, то ли подростка, хакерши и технофрика, без труда орудующей клюшкой для гольфа и гоняющей на мотоцикле. Понятно, что рюшечки и цветочки такой девушке ни к чему.
H&M (Hennes & Mauritz) известна тем, что ее коллекции моментально становятся мировым трендом, во многом за счет сотрудничества с дизайнерами высокой моды (такими фирмами, как "Карл Лагерфельд" и "Версаче"). Популярности образа девушки-гермафродита способствует и то, что в декабре состоялась мировая премьера фильма "Девушка с татуировкой дракона". Коллекция во многом повторяет решения художницы по костюмам Триш Саммервиль.
На фото: Кадр из фильма "Девушка с татуировкой дракона".
"Лисбет Саландер - это повзрослевшая Пеппи Длинныйчулок. Она не думает, а сразу делает и просто берет то, что ей нужно. От этого кажется агрессивной", - отмечает Вера Козловская, преподаватель шведского языка в Политехническом университете.
"Книга вызвала колоссальный ажиотаж. Продано более полумиллиона экземпляров по всему миру. Но нельзя сказать, что произведение обязано популярностью героине, книга нашумела из-за острой политической и социальной полемики. Там, в частности, была поднята тема нацизма", - рассказывает Наталья Пресс, литературовед, переводчик и преподаватель шведского языка в СПбГУ.
"В Швеции девочек воспитывают в точности так же, как мальчиков. Стригут коротко, одевают в брюки, - рассказывает Лилиана Модильяни, директор имидж-студии "28". - Слияние мужских и женских черт в современной моде - результат борьбы за равноправие женщин и влияние северных корней: чем выше, севернее, живет народ, тем суровее условия и тем меньше принято выражать свои эмоции. Вот и популярны вещи, в которых можно укрыться от непогоды".
Продвижение образа Лисбет Саландер - это не только грамотный маркетинг, но и дань европейским культурным предпочтениям.
Триш Саммервиль подчеркивает экзистенциальную подоплеку современного гардероба: "Брутальные куртки Лисбет, которые она носит почти не снимая, - своего рода броня, которая помогает ей отгородиться от всего мира". О том же говорит и Анна Норлинг, дизайнер отдела Divided в H&M: "Все вещи отражают определенное мировоззрение - в них присутствует определенная жесткость, но в то же время они действительно красивы". Это нечто гораздо большее, нежели просто костюмы к фильму, - целая философия моды с акцентом на актуальность и современность, считает Анна.
Однако все-таки есть вероятность, что суровые, холодные, брутально одетые девушки не заполнят петербургских улиц. Это связано с культурными ориентирами. "Помните, когда H&M открывался в России, сколько было радости: все кинулись, думали, что купят то же самое, что продается в Хельсинки или Стокгольме. И были разочарованы. Дело в том, что даже в такой компании коллекции одежды в разных странах представлены по-своему. Баеры из разных стран закупают разные элементы одежды", - считает Лилиана Модильяни.
И если в Стокгольме можно будет одеться как Лисбет Саландер с головы до ног, то, скажем, в Италии на прилавках покупатели, скорее всего, найдут только пару элементов из ее гардероба.
Полную версию читайте в газете "Деловой Петербург".