Авиакомпании сокращают убытки за счет детей

Автор фото: Trend/ Михаил Спицын

Вчера в Конституционном суде РФ началось рассмотрение иска российских авиакомпаний. Они оспаривают обязанность возить детей с 50%-ной скидкой, ссылаясь на убытки.

Три российских авиаперевозчика - "Полет", "Сибирь" и "ЮТэйр" - оспаривают конституционность пп. 3 п. 2 ст. 106 Воздушного кодекса РФ. Эта норма обязывает их предоставлять 50%-ную скидку от установленного тарифа на перевозку детей. Свою позицию авиаторы аргументируют тем, что они фактически вынуждены предоставлять социальную льготу, что является обязанностью государства. По их мнению, ситуация нарушает гарантированный Конституцией запрет принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения.
Адвокат авиакомпании "ЮТэйр" Денис Архипов подчеркнул, что из-за убыточности перевозок на внутренних авиалиниях только за 3 года (с 2006 по 2008 год) "ЮТэйр" понесла убытки на 1 млрд 100 млн рублей, перевезя со скидкой 400 тыс. детей. "На эти деньги можно купить новый "СуперДжет" или два самолета для региональных перевозок", - подчеркнул представитель авиакомпании. Денис Архипов добавил, что по итогам прошлого года убытки компании по внутренним линиям составили 600 млн. Предоставление скидок - дело добровольное, считают адвокаты.
Судья КС Сергей Казанцев поинтересовался у адвокатов авиаперевозчиков, перестанут ли внутренние линии быть убыточными в случае признания нормы неконституционной. На что Денис Архипов отметил, что это не единственный фактор, обуславливающий убытки, но в случае такого решения ситуация на внутренних линиях может улучшиться, хотя они и не станут безубыточными.
Постоянный представитель Госдумы в Конституционном суде РФ Александр Харитонов сообщил, что Госдума "просит признать оспариваемые положения соответствующими Конституции РФ". С этой позицией согласны и в верхней палате парламента.
"В данном случае нет никаких социальных обязательств государства, так как речь идет не о малообеспеченных, не об инвалидах, даже не о поддержке материнства и детства, а о технических условиях перевозки, - пояснила представитель Совета Федерации в КС РФ Елена Виноградова. - Перевозка ребенка до 12 лет технологически дешевле, чем перевозка взрослого человека".
Полномочный представитель президента России в КС РФ Михаил Кротов пошел еще дальше и заявил, что такая льгота - "маркетинговый ход компаний, в дальнейшем получивший имплементацию в законодательстве". По его мнению, есть устоявшиеся годами правила работы, которые сложились задолго до появления компаний, пытающихся сегодня оспаривать норму в КС.
Окончательное решение этого вопроса остается за КС РФ. Ожидается, что постановление по этому делу будет оглашено до конца текущего года.