Глава "Лемминкяйнен Рус": "Мы никуда из России не собираемся"

Автор фото: Антонина Бейгушева

Гендиректор компании "Лемминкяйнен Рус" Юха Вятто рассказал о новой стратегии бизнеса, тяжелом "наследстве" и особенностях работы в России без взяток.

"ДП": Юха, в Петербурге вас долгие годы знали как главу компании "ЮИТ Лентек". Но в 2009 г. вы перешли на должность гендиректора "Лемминкяйнен Рус". С чем связано решение о смене компании?
— Я работал в компании "ЮИТ Лентек" 20 лет. Принимал участие в ее создании в 1988 г. как один из представителей "Финн–Строя". Моим российским коллегой в то время был Александр Вахмистров. После смены финских владельцев в 1992 г. я стал исполнительным директором, а последние 5 лет — генеральным.
"ДП": Почему вас уволили?
— Времена меняются, и компании принимают новые стратегические решения и выбирают новую политику. В 2008 г. в "ЮИТ" провели существенные изменения на уровне руководства, а также изменили стратегию деятельности российских компаний: на посты генеральных директоров пришли российские представители. Что касается меня, когда одна дверь закрылась, тут же открылась другая. Теперь я в "Лемминкяйнен".
"ДП": С какими показателями компания планирует закончить этот год?
— В октябре "Лемминкяйнен" опубликовал стратегию развития на ближайшие годы. В соответствии с ней запланирован интенсивный рост деятельности в России.
В Петербурге хотим вводить не менее 1 тыс. квартир в год. Чтобы добиться таких показателей, нужно в 2 раза больше земли, чем сейчас. Так что в ближайшие годы "Лемминкяйнен" будет активно покупать участки в Петербурге и много строить.
"ДП": Сколько сейчас проектов у компании в работе?
— У нас в работе четыре жилищных проекта общей площадью более 200 тыс. м2.
Есть также проект строительства фондохранилища Эрмитажа, которое ведется с 1990 г. В Приморском районе будет построено более 80 тыс. м2. Уже реализованы две очереди проекта. В планах еще несколько зданий. Мы там генподрядчики.
"ДП": А проект строительства шинного производства "Нокиан Тайерс" тоже подходит к концу?
— "Лемминкяйнен" построил почти весь завод — более 100 из существующих 140 тыс. м2. Недавно мы выиграли тендер еще на 50 тыс. м2. Мы в качестве подрядчика заинтересованы в продолжении этого проекта.
"ДП": У "Лемминкяйнен" есть похожий промышленный проект в Калужской области. Что он собой представляет?
— Там мы строим производство для финской компании "Ранипласт", которая производит пластмассу и изделия из нее. Первая очередь будет завершена к зиме. Это дебютный завод большого индустриального парка, который мы запланировали еще до кризиса. Купили более 134 га земли. И еще 600 га взяли в аренду у местных властей.
"ДП": Финские компании будут ядром этого кластера?
— Я бы так не сказал. Мы ведем переговоры с международными и российскими компаниями. С финскими — тоже. Но переговоры еще не завершены. Надеемся, что в этом парке будут и новые бренды, которых еще нет на российском рынке.
"ДП": Когда финские компании выходят на рынок, они подтягивают в свои проекты именно финских партнеров. С чем это связано?
— Россия — не легкая среда. Поэтому, выходя на рынок, финские компании стремятся объединиться. Таким образом можно избежать многих ошибок, получить поддержку в проблемных ситуациях, которых, конечно, хватает, и попутно создать клиентскую базу на новом рынке.
"ДП": В одном из самых известных ваших проектов, МФК "Илматар" на Васильевском острове, ваш партнер — также финский бизнесмен Юхани Липсанен. Как распределены функции в этом тандеме?
— Господину Юхани Липсанену на Косой линии В.О. принадлежат Сталепрокатный завод и земельный участок, на котором он находится. "Лемминкяйнен" в этом проекте представлен в качестве генподрядчика и инвестора.
"ДП": На какой стадии проект?
— Сейчас Сталепрокатный завод демонтирует старые ветхие здания и расчищает участок. Работы завершатся до конца года. Параллельно "Лемминкяйнен" силами субпроектировщиков занимается предварительными проектными работами. Наша цель — начать строительство во II квартале 2012 г.
"ДП": Что там будет?
— В основном жилые дома. Примерно 2 тыс. квартир, подземные паркинги, социально–бытовая инфраструктура. Всего около 180 тыс. м2 недвижимости. Из существующих зданий несколько сохраним и впишем в свой проект. Например, здание бывшего заводоуправления будет реконструировано под офисный комплекс. А архитектурный памятник — дом Черникова, скорее всего, тоже будет занят коммерческими помещениями.
"ДП": Вы уже проводили экологические изыскания на участке? Понятно ли, насколько сильно он загрязнен?
— Изыскания не завершены. Но уже понятно, что с экологической точки зрения участок оказался в лучшем состоянии, чем мы ожидали. Там, конечно, выявлено несколько сильно загрязненных мест, но в целом состояние земли неплохое. Стоимость рекультивации мы еще не рассчитывали. Но, полагаю, она составит несколько процентов от общей стоимости проекта, который оценивается в 400 млн евро.
"ДП": Есть ли опыт подобной работы у концерна в Финляндии?
— Конечно, есть. Мы — крупнейший застройщик инфраструктурных объектов: тоннелей, шахт и промышленных объектов — как в Финляндии и странах Скандинавии, так и в других странах мира. Так что демонтаж и очистка территории для нас обычная практика.
"ДП": А юридически с этим участком все понятно, все чисто? Насколько я помню, минувшим летом прокуратура СПб опротестовала распоряжение Росимущества о продаже завода, который, оказывается, является объектом гражданской обороны и не мог быть приватизирован…
— Мы считаем, что документы у нашего партнера — компании Lipsanen & Co юридически в порядке. Но, к сожалению, в России нередки случаи, когда конкуренты или другие заинтересованные стороны намеренно поднимают какие–то неоднозначные темы и начинается стон с подключением прессы. Но биржевые компании, в том числе и наша, никогда не комментируют слухи. Предпочитаем сосредоточиваться на своей работе и осуществлять свою деятельность в рамках закона.
"ДП": Тем не менее в уходящем году ваша компания часто становилась героем скандальных статей. Больше всего шума было вокруг проекта жилого дома на Ярославском пр., который вы купили, чтобы достроить. Может, объясните, что все–таки случилось?
— Компания, у которой мы приобрели недострой, ранее продавала квартиры в доме, высота которого по проекту превышала разрешенные нормы.
По моему мнению, те люди, которые инвестировали в проект, были информированы о том, что у компании нет никаких разрешений на строительство. Но рискнули, вложив деньги в фантазию. Их мечта не осуществилась, поскольку она, как я полагаю, изначально противоречила закону. К счастью, нам удалось разрешить ситуацию таким образом, что у граждан сейчас есть возможность вернуть вложенные деньги.
"ДП": Конфликт исчерпан?
— Насколько я знаю, компания, которая продала нам данный объект, урегулировала взаимоотношения уже с 50% своих клиентов. Но некоторые клиенты обратились в суд. Каждый из них имеет на это право.
Судебные споры к нам отношения не имеют. Хотя я должен сказать, что мы, выполняя устное распоряжение чиновников Смольного, тоже пошли в суд с компанией–предшественником. И проиграли. Вынуждены будем понести дополнительные расходы.
Но юридически все вопросы решены правильно — никого из людей не обманули.
"ДП": На пике скандала ваша компания даже заявляла, что готова уйти с рынка…
— Нет. Мы никогда такого не говорили. Нам даже пришлось выступить с опровержением, когда СМИ написали об этом.
Возможно, это просто идея, заброшенная заинтересованными в проекте сторонами, которую журналисты подхватили. Наша стратегия — рост и развитие бизнеса. Мы никуда из России не собираемся.
"ДП": Компания будет дальше покупать недостроенные проекты?
— Очевидно, что таким образом мы покупать незавершенные стройки не будем. Мы многому научились. В случае с Ярославским пр. мы чувствовали себя героями: думали, что спасаем здание, которое стояло и разрушалось, спасаем людей, которые вернут свои деньги…
Но в результате те же люди вместо благодарности поставили на нас штамп преступников. Даже чиновники! Я этому искренне удивлялся. Кстати, дом достроен и до конца года мы введем его в эксплуатацию.
"ДП": В чем отличие работы с властями в России и в Финляндии?
— Существенная разница в том, что в Финляндии действия чиновника ограничивают более строгие предписания и законы, чем работу предпринимателя. Там основными обязанностями чиновника являются содействие и помощь бизнесу в решении вопросов. А здесь складывается впечатление, что многие чиновники делают все, чтобы мешать.
Я в этом бизнесе более 30 лет, но с такими играми никогда не сталкивался! Согласования усложняются, законы все время меняются. Только успеваем сделать документы — опять придумывают нечто новое. А потом говорят: извините, хотя у вас все документы в порядке, но вступило в силу такое–то изменение… Делайте все заново.
Пора наконец ввести систему одного окна, куда строитель будет приносить все бумаги. Сейчас ситуация парадоксальная: даже если чиновники сидят в одном помещении, они не могут передать документы с одного стола на другой, и нам приходится отправлять их по почте или нести лично. Даже внутри одного учреждения ситуация не продвигается без нашего вмешательства.
Я очень надеюсь, что новая администрация города серьезно отнесется к этому вопросу. Потому что это не в интересах покупателей квартир, застройщика и общества.
"ДП": Вы с новым губернатором уже встречались?
— Глава концерна участвовал в переговорах во время последнего визита премьер–министра Финляндии в Петербург. Проблемы, о которых я сказал, были там озвучены в краткой форме.
"ДП": Как вы относитесь к инициативе новой власти по ревизии участков под застройку?
— Дельная идея. Учитывая, что город инвестирует в инфраструктуру, компания не может взять участок и ничего на нем не делать годами. Если уж взялся — надо строить.
"ДП": Позиция компании работать без взяток неизменна?
— Да. Это наша безусловная позиция. Таковы наши корпоративные этические принципы: мы не платим серые зарплаты и взятки не даем. Причем наши партнеры и субподрядчики должны действовать так же. Линия неизменна, и мы ее подчеркиваем.
Биография Юхи Вятто:
Родился в Финляндии в 1950 г. Окончил инженерно–строительный институт в Лаппенранте.
В России работает более 30 лет. Был инженером по надзору за строительством в финской компании "Финн–Строй". Первый строительный объект Юхи Вятто — целлюлозно–бумажный комбинат в Светогорске.
В 1988 г. при его участии было создано СП "Лентек". С 1997 г. "Лентек" вошел в состав финского концерна YIT, а Юха Вятто стал вице–президентом YIT Construction и гендиректором ЗАО "ЮИТ Лентек".
С октября 2009 г. — вице–президент подразделения концерна ОАО "Лемминкяйнен".
В 2006 г. удостоен звания "Почетный строитель России".
Справка о концерне "Лемминкяйнен":
Работает в Финляндии и на международном рынке уже более 100 лет.
Занимается строительством зданий и сооружений, созданием инфраструктуры и инженерно–техническим обслуживанием объектов.
Акции котируются на бирже NASDAQ OMX Hesinki с 1995 г.
Объем продаж концерна за 2010 г. — 1892,5 млн евро, 28,7% (543,5 млн) из которых принесли международные проекты концерна. Операционная прибыль концерна в 2010 г. — 29 млн евро. За год портфель заказов концерна вырос на 15% и составил 1226,4 млн евро.
Дочерняя структура — ЗАО "Лемминкяйнен Рус" работает на рынке Петербурга с 2005 г.
Полную версию интервью читайте в газете "Деловой Петербург".