Петербургские покупатели ежегодно увозят в Финляндию миллиард евро

Автор фото: Кульгун Андрей

Финские торговцы ожидают, что этот год будет рекордным для Финляндии по посещаемости россиянами. Эта страна уже обеспечивает 5-6% торгового оборота.

По данным регионального директора Финского совета по туризму Арто Асикайнена, в этом году зарегистрированные российские туристы ночевали в гостиницах Финляндии на 23% чаще, чем 2010 году. При этом, по его словам, большая часть туристов предпочитает ночевать в коттеджах, у друзей и в собственных квартирах. Почти половина российских туристов не ночует в Финляндии. ФСБ РФ по СПб и ЛО сообщает о том, что через Брусничное в среднем следует до 14 тыс. пассажиров в день, а через Торфяновку – до 17 тыс. Только Лаппенранту ежегодно посещает не менее 600 тыс. туристов "одного дня".
По сообщениям пограничной службы Финляндии, число пересечений российско-финляндской границы выросло в 2011 году на 30%. С января по октябрь 2011 г. границу пересекли 8,7 млн человек. К концу 2011 г. число пересекших границу составит 10 млн человек. Большинство петербуржцев отправляется в сопредельное государство за покупками и тратит на них не менее 100 евро в день. Таким образом, ежегодно горожане оставляют в Суоми около 1 млрд евро, или почти 40 млрд рублей, что соответствует 5-6% от оборота городской розницы.
Пик продаж приходится на недели, предшествующие Новому году. И в этом году финские ретейлеры ждут рекордных результатов. "Однодневные туры пользуются спросом. Многие люди хотят просто поставить штампики, сходить в аквапарк и заодно посетить магазины. Самые популярные города – Иматра и Лаппенранта, магазины – Prisma, City Market, Raja Market, рыбные магазины", – говорит директор турфирмы "Дядюшка Ник" Марина Бородинова. Последние 10 лет спрос на финские товары только растет, как и количество путешественников, в том числе потому, что стало легче получить визу, говорит Барзан Молла, гендиректор компании West East trading (сеть магазинов женской одежды Naisten Pukutehdas Oy). Этот год будет рекордным для Финляндии по посещаемости и предновогодним продажам, уверен он.
Увеличению туристического потока способствуют как реализация целого ряда транспортных проектов, например запуск скоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией, так и постепенное упрощение визового режима. "Визы людям с пропиской в Петербурге и Ленобласти выдаются легче, – говорят в турфирме JSP. – Это объясняется просто: если человек живет в Петербурге, он будет по этой визе ездить в Финляндию на выходные, а с москвичами есть вероятность, что по этой визе будут ездить в другие страны".
По данным генерального консульства Финляндии в Петербурге, с 2006 по 2010 г. количество выданных шенгенских виз возросло с 322 тыс. до 750 тыс., 90% виз — многократные. В этом году Финляндия открыла в Петербурге высокотехнологичный визовый центр, что позволило ускорить обработку обращений.
А скоро визы могут вообще отменить. Эта тема обсуждается на уровне руководства России и Евросоюза с 2002 г. Решающие шаги к этому могут быть сделаны уже в декабре этого года на саммите "Россия — ЕЭС". Кроме того, есть планы ускорять проход через границу с помощью автоматической проверки российских паспортов, которые стали биометрическими.
Упрощение визового режима и решение проблемы пробок на границе могут привести к еще большему оттоку с петербургского рынка наиболее платежеспособных покупателей из числа состоятельных дачников и жителей коттеджных поселков Курортного, Приозерского и Выборгского районов, которым зачастую проще доехать до ближайшего молла в Финляндии, чем до магазинов премиум-класса в центре города.
Лояльность к финским брендам прочно укоренилась в сознании петербуржцев еще с советских времен. Миф о разнице в качестве продукции для России и родного рынка компании-импортера очень распространен, особенно если одна марка производится в разных странах", – говорит Елена Смирнова, старший вице-президент по маркетингу ООО "Валио".
Переубедить покупателя невозможно, хотя вся продукция "Валио" создается в Финляндии на одних и тех же заводах из одного и того же сырья. Зато мифом не является то, что в Финляндии финские товары, особенно одежда, обувь, автомобильные шины и прочий non-food, стоят дешевле. Импортные товары в России дороже в связи с таможенными пошлинами, сборами и расходами на транспорт. Также российские клиенты, покупая товары в Финляндии, имеют право на возврат налога на добавленную стоимость, что снижает окончательную стоимость купленных в Финляндии товаров, объясняет Марита Коскинен, директор по развитию ООО "Призма".
Барзан Молла говорит, что финские ретейлеры в Петербурге обеспечивают такое же качество товаров, но цена в среднем на 20% выше из-за оплаты таможенных пошлин. "Для запуска финской марки в Петербурге не нужна реклама, так как жители уже знакомы с брендами, это упрощает работу", – утверждает Барзан Молла.
Конкуренция со стороны финских ретейлеров чувствуется и на петербургском рынке, где успели закрепиться не только торговые гиганты вроде супермаркетов Prisma и гипермаркета Stoсkmann, но и целый ряд финских марок одежды, обуви и товаров народного потребления. У компании "Стокманн" семь торговых центров в России. По данным отчетности компании за III квартал 2011 г., на Россию приходится 16% выручки, на Финляндию – 50%. Представители компании не скрывают, что результаты работы петербургского центра оказались выше ожидаемых. Ассортимент финских товаров в российских "Призмах" постоянно расширяется, поскольку спрос на них растет. По данным компании, у сети гипермаркетов Prisma 60 магазинов в Финляндии и восемь в России, еще один откроется до конца 2011 г. Эта тенденция уже успела обеспокоить местных игроков. В сети "О'КЕЙ" корреспонденту dp.ru подтвердили, что в Петербурге растет спрос на качественные товары средней и высокой ценовых категорий.
"Финские товары отвечают этим характеристикам, поэтому "О'КЕЙ" увеличивает ассортимент в бытовой химии, одежде и обуви, текстиле за счет товаров финского производства", – сообщили в пресс-службе торговой сети.
По другую сторону границы финские девелоперы изобретают способы, чтобы заставить россиян ездить в гости чаще и гостить дольше. На приграничных территориях страны Суоми до кризиса был реализован целый ряд рекреационных проектов. Этой осенью у границы Финляндии и России начал работать первый крупный рекреационный объект, построенный после кризиса, – курорт Saimaa Gardens. Небольшие центры отдыха конкурируют с крупными вроде аквапарка Serena, пристраивая к своим объектам водные центры. Например, по такому пути пошли в центре "Паяринхови" в 330 км от Петербурга.
Финским бизнесменам важно сформировать у петербуржцев привычку отдыхать и тратить деньги в Финляндии. Особенно в преддверии вступления России в ВТО, которое должно состояться в 2012 г. Как только ретейлеры смогут снизить цены на финские товары в Петербурге, количество шопинг-туров в Финляндию может сократиться. К тому же конкуренцию традиционной торговле по мере развития электронной коммерции все чаще составляют интернет-магазины.
Полную версию статьи читайте в газете "Деловой Петербург"