28 октября в ДК Ленсовета с юбилейной программой выступит Петр Мамонов

28 октября в ДК Ленсовета с юбилейной программой "МНЕ – 60 ЛЕТ" выступит музыкант, актер, певец и писатель Петр Мамонов.

В этом году – а именно 14 апреля, Петру Николаевичу, который, впрочем, в особых представлениях явно не нуждается, исполнилось 60 лет. А ведь еще не так давно невозможно было и вообразить, что юбилей солиста группы "Звуки Му" станет событием, заслуживающим внимания передовиц солидных газет или ведущих телеканалов. Мамонов всегда был человеком из параллельной обывателю реальности – для обывателя он творил на сцене форменные непотребства, пел странные, на первый взгляд, песни и вообще был частью тусовки, которая, как считалось в официальных кругах, «действует на наше общество разлагающе».
Всенародная популярность свалилась на Мамонова после фильма Лунгина «Остров». В этой ленте он сыграл отшельника, всю жизнь замаливающего страшный грех. Раскаявшийся грешник - едва ли не самый любимый нашим народом архетип. Неудивительно, что публика разом поставила между актером и персонажем знак равенства - страшно полюбила обоих, а артиста практически канонизировала.
Пётр Николаевич Мамонов родился в 1951 году в Москве на Большом Каретном. Будущий музыкант был в числе первых столичных хиппи, он с юных лет писал стихи, а в середине 1960-х годов собрал свою первую группу "Экспресс", с которой выступал на школьных вечеринках. В 1970 году состоялся первый театральный опыт Мамонова — он сыграл в абсурдистском моноспектакле "Левис", действие которого проходило на задней площадке «пятого» троллейбуса. К слову, учеба не очень привлекала Мамонова и его дважды выгоняли из разных школ с формулировкой «устраивал цирк». В 1979 году он окончил Московский полиграфический техникум, позже учился на редакторском факультете Московского полиграфического института. Интересный факт, о котором знают немногие - Пётр с детства писал стихи, и в какое-то время, в совершенстве владея английским и норвежским языками, параллельно с обучением, серьезно занимался переводами, которые публиковались во многих поэтических антологиях.
К моменту создания концептуально-экстравагантной группы "Звуки Му" в 1982 году, Мамонову уже исполнилось 30 лет. Это отличает его практически от всех советских рок-музыкантов того времени, обычно начинавших музыкальную карьеру десятью годами раньше. Новоявленный коллектив основал стиль «русская народная галлюцинация» - термоядерную смесь музыки, поэзии и театра. Летом 1988 года у них вышел дебютный альбом "Простые вещи", который считается у знатоков лучшим студийным альбомом группы, чуть позже, при содействии Брайана Ино, на лондонской студии Opal Records был записан альбом Zvuki MU, группа стала активно гастролировать за границей. Вернувшись в СССР, музыканты записали альбом "Транснадежность"» (1991) и заявили о своем распаде. В 1994 году Мамонов, совместно с Василием Шумовым ("Центр") записал альбом "Русские поют" с цинично звучащими ремейками The Beatles и попытался возродить "феникса из пепла", но к концу 1990-х состав "Звуков Му" сократился практически до одного человека – его самого. В 1995 году Мамонов удаляется от цивилизации и бесконечного алкоголизма, связанного с богемным образом жизни, и переезжает в свой деревенский дом недалеко под Москвой. Летом того же года в деревне он заканчивает работу над одним из самых сложных для восприятия альбомов — "Жизнь амфибий как она есть", а на следующий год записывает там в одиночку двойной альбом-мистерию "Есть ли жизнь на Марсе?".
Вместе с этим, Пётр Николаевич с начала 90-х вовсю играет на сцене МДТ Станиславского главные роли в постановках «Лысый брюнет» (1991) и «Полковнику никто не пишет» (1995). С конца 90-х наступила эпоха его моноспектаклей:  «Есть ли жизнь на Марсе» (1997), «Мыши плюс зелененький», «Шоколадный Пушкин» (2001), балет «Мыши, мальчик Кай и Снежная королева» (2004). В кино же Мамонов дебютировал в дебютировал в 1986 году в короткометражном фильме «Хау ду ю ду», за которым последовала небольшая, но замеченная зрителями роль в картине «Игла» (1988). Через два года на экраны вышел фильм Павла Лунгина «Такси-блюз» (Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля), в котором Мамонов сыграл одну из главных ролей. После этого были: «Нога» (1991), «Анна Карамазофф» (1991), «Терра инкогнита» (1991), «Время печали еще не пришло» (1995), «Пыль» (2005), «Остров» (2006), «Царь» (2009). Режиссер Павел Лунгин, для которого Мамонов стал практически «кинопутеводной» звездой, говорит о нем так:  «Мамонов всегда играет себя... Он всегда проживает через себя ситуацию, натягивает роль на себя... Иногда безжалостно прямо.  Это и создает его уникальность - как он входит, как он живет на площадке. Это вообще нечто головокружительное. По нему все время проходят энергия, силы. То юмор, то, наоборот, какая-то печаль. Он невероятно живой, талантливый и прекрасный человек. Он из тех, кого Господь делает в единственном экземпляре». После таких слов, сокровенная мечта режиссера – снять Мамонова в роли старика Хотаббыча странной вовсе не кажется. Трах-тибидох!
Последний фильм с участием актера называется «Шапито» и снимал его Иван Мамонов – собственно, сын Петра Николаевича.  Это история отца, который бросил собственного сына, спустя много лет осознал свою ошибку и теперь пытается найти с ним общий язык. «Я вот очень не люблю, когда говорят, что Мамонов, мол, защищает семейные ценности, - говорит исполнитель главной роли. -  Я общечеловеческие ценности защищаю. Ведь что самое трудное в нашей жизни? Оставаться человеком - то есть вечным лицом, вечной личностью».
К 60-летию Петра Мамонова Первый канал снял о нем документального фильма «Петр Мамонов. Черным по белому». В фильме о нём рассказывают его коллеги и друзья - Павел Лунгин, Виктор Сухоруков и Иван Охлобыстин, Борис Гребенщиков и Илья Лагутенко, Артемий Троицкий и Александр Липницкий, etc. Интересно, что бы могли рассказать о Мамонове, к примеру, Цой или Янковский, с которыми он работал? Но здесь он сам рассказывает о них. В фильме также принимает участие Брайан Ино и супруга музыканта Ольга.
Что будет происходить на сцене в этот поистине эпохальный вечер - не знает никто, включая  и самого Петра Николаевича. На репетициях сего действа присутствуют только сам Мамонов и его партнер – актер Денис Бургазлиев. Именно он когда-то стал «виновником» выхода лидера «Звуков Му» на театральную сцену: в самом начале 90-х выпускники Школы-студии МХАТ придумали спектакль «Лысый брюнет», который пять лет шел при полных аншлагах. Затем была еще одна совместная работа «Полковнику никто не пишет». Их дружба прошла сквозь два десятилетия, и сейчас  для предстоящих гастролей новая программа рекламируется как «Мамонов & Бургазлиев: новый театральный проект».
Можно по-разному относиться к творчеству Петра Николаевича – не секрет, что одни считают его сумасшедшим, другие - гением, главное другое – он никого не оставляет равнодушным. И этот вечер исключением не станет – ведь Мамонов будет с вами, по его собственному выражению «позавсюду».