Ф.В. Рагин: о времени, бизнесе, бизнес-образовании*

Человек, который владеет своим бизнесом и «сделал себя» своими руками – это человек, достойный уважения. Я рад видеть таких людей в наших аудиториях. Отрадно, что их становится всё больше.

В начале 90-х людям необходимо было понять, как организовать свое дело в принципе, что такое цепочка создания стоимости, организационный дизайн... По мере структурирования компаний увеличивался спрос на программы, обучающие бухгалтерии и финансам в широком смысле. Затем спрос переходил на управление человеческими ресурсами. Парадигма меняется раз в пять-шесть лет. Мы эти изменения стараемся отражать, меняя приоритеты в нашем продуктовом портфеле.
Представьте себе просвещенного, грамотного, стратегически мыслящего наёмного топ-менеджера со степенью МВА и «простого» собственника, построившего бизнес буквально своими руками. Согласитесь, по-прежнему, достаточно распространенный сюжет для российского бизнеса? Неизбежен ли конфликт в этой ситуации? Если конфликт есть, то виноват в нем топ-менеджер. Он возникает из-за того, что «просвещенный стратег» где-то недоучился, либо он образован, но не мудр. Образование, в т.ч. MBA, дается ему для того, чтобы этого конфликта избежать, или для того, чтобы этим конфликтом управлять.
В курсе «Стратегический Менеджмент», который является одной из основополагающих дисциплин программы Executive MBA Стратегия (что следует из её названия) и который я веду в ИМИСП более 12 лет, доминируют «инженерный» подход к разработке стратегии бизнеса и креативность, творчество стратега.
Слушатели программы чрезвычайно интересны мне как профессионалы и как личности. С другой стороны, мне очень легко работать с ними как директору программы – мне помогает их высокая мотивированность и позитивный настрой. Школа стратегического менеджмента, сложившая за 22 года существования бизнес-школы, совершенно не академична и ориентирована на сегодняшние и завтрашние (как мы их понимаем) потребности работающих в России компаний.
Учиться стратегическому менеджменту в компании, на мой взгляд, нужно многим. В тех компаниях, где собственник занимает управленческую должность (например, генерального директора), знать «язык» стратегии должна вся команда, на которую он опирается сегодня и с которой намерен работать в будущем. Как правило, это 5-10 человек, которым владелец делегировал часть своей власти. То, какие формальные должности у этих людей, значения не имеет. Каждый год я встречаю много представителей таких компаний в аудитории, пришедшей с открытого рынка. В структурированных, формализованных компаниях стратегический менеджмент необходим членам правления (тем самым топ-менеджерам), руководителям бизнес-единиц, а также первой линии их подчинённых. В типичной компании этого уровня речь уже идёт о десятках людей.
Все компании условно можно разделить на две категории: компании экспансионистские и нишевые. Они очень разные, и для них актуальны разные части того, что называется стратегический менеджмент. Экспансионистская компания – компания «высшего управленческого пилотажа», она сложна в управлении, рациональна, принимает «большие» портфельные решения. Нишевая компания построена вокруг конкуренции, то есть конкурентной стратегии, обеспечивающей долгосрочное преимущество на небольшом клиентском сегменте. Люди, приходящие на обучение в ИМИСП из экспансионистских компаний (неважно, состоялись они уже как отраслевые «голубые фишки» или только ставят такие цели), очевидно, нуждаются в первую очередь в знаниях по корпоративной стратегии.
На мой взгляд, Россия никогда не станет «кремниевой долиной». Но Россия может стать страной, которая будет гармонично встроена в международное разделение труда.
Нужен управляемый слом менталитета, разворот в сторону либерального мышления, не только и не столько политического, сколько экономического. Детям еще в школе нужно объяснять, что такие ценности, как личная свобода, достоинство, бизнес, который ты сделал своими руками, выше, чем государственная опека, и что «зарабатывать» – куда лучше и правильнее, чем «получать».
*проректор ИМИСП, директор Executive MBA Стратегия ИМИСП. Материал – дайджест интервью в СМИ в 2009-2011. Использованы публикации e-xecutive.ru и Business Guide (ИД Коммерсант).