Производители крепкого алкоголя вынуждены пересмотреть схему работы с торговыми сетями. Они утверждают, что вместо прибылей Новый год принесет им одни убытки.
Обострение дискуссии о госрегулировании в алкогольной отрасли — традиционный первый признак приближающегося Нового года. В этом году производители и поставщики алкоголя вновь пугают потребителей заявлениями о том, что в период новогодних праздников возможны перебои с поставками крепких напитков.
Дело в том, что 171–ФЗ с 22 июля запретил производителям алкоголя крепостью свыше 7% переуступать права требования на товар третьему лицу. Эти меры были приняты Росалкогольрегулированием, чтобы убрать с рынка серые схемы, позволяющие уклоняться от уплаты акцизов. Но в итоге пострадали и вполне добросовестные участники рынка, использующие в работе факторинговые схемы.
Факторинг, или краткосрочное финансирование по факту поставки товара покупателю, — это финансовая услуга, позволяющая поставщикам ускорить оборот денежных средств. Смысл этой процедуры в том, что поставщик, который продает товар магазину, может сразу получить за него деньги от факторинговой компании, которая впоследствии требует оплату с ретейлера.
На фото: Продажи алкоголя на душу населения в 2010 году
Читайте также:
Союз с Россией и Казахстаном белорусы встречают в ружье
Факторинг лишает торговые сети такого инструмента давления на поставщиков, как оплата товара, отмечают эксперты. Поэтому некоторые сети всегда предпочитали обходиться без него. Например, как рассказали в пресс–службе компании "Лента", сеть всегда работала только напрямую с поставщиками алкогольной продукции.
Как только факторинг в алкогольной отрасли отменили, сети немедленно отказались оплачивать поставки, уступленные факторинговым компаниям, говорит исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко.
Так, "МЕТРО Кэш энд Керри" в России с августа не работает по факторинговым договорам с поставщиками крепкого алкоголя. "Объемы поставок алкогольной продукции для "МЕТРО Кэш энд Керри" не сократились", — утверждает представитель компании Оксана Токарева.
От нововведения особенно пострадали региональные заводы, которым стало сложнее работать с федеральными сетями. Например, Устьянский ликероводочный завод, работающий в Архангельске, поставлял продукцию в сети "Ашан" и "МЕТРО Кэш энд Керри", используя факторинг. "Теперь поставляем товар напрямую", — рассказали на предприятии. Как отметили в компании, сети, как правило, не платят за отгрузку раньше истечения 45 дней, приходится ждать. В этой ситуации нам проще договариваться с местными мелкими ретейлерами, говорят представители Устьянского ЛВЗ.
Кроме того, отмена факторинга вынуждает пополнять оборотные средства за счет собственных средств или кредитов, жалуются региональные производители. Они отмечают, что сейчас для них наступают наиболее тяжелые времена: октябрь и ноябрь — самый высокий закупочный сезон, когда предприятия наиболее остро нуждаются в оборотных средствах.
Сейчас факторинговые компании работают по контрактам, заключенным до 22 июля, сроки которых заканчиваются, а новые контракты не заключаются. Но ущерб для рынка факторинга незначителен, в его обороте на крепкий алкоголь приходилось около 4%, считает Дмитрий Шевченко.
"В первую очередь страдает алкогольная отрасль", — считает Дмитрий Шевченко. Без факторингового финансирования с августа по декабрь производителям и поставщикам придется преодолевать кассовый разрыв в размере 27 млрд рублей оборотных средств.
"Нового года у алкогольных компаний не будет", — говорит Дмитрий Шевченко. Но участники алкогольного рынка не прогнозируют дефицита алкоголя на Новый год. Скорее всего, с января крепкие напитки просто подорожают на 6–6,5%. По данным Росстата, за июнь–август выпуск водки упал на 13,5%, а ликероводочных изделий — на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.