Новые правила техосмотра меняют расклад сил на рынке автосервисов

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Строевой смотр подразделений ГИБДД по Санкт-Петербургу. На снимке: инпектор ДПС осматривает автомобили на стороевом смотре.

Минэкономразвития меняет правила игры на рынке техосмотра автомобилей. В результате конкуренция между СТО возрастет, но затраты автовладельцев не сократятся.

Министерство экономического развития РФ подготовило проект приказа "Об утверждении правил аккредитации операторов технического осмотра". Согласно документу, с 1 января 2012 г. все желающие оказывать услуги техосмотра должны будут аккредитоваться в Российском союзе автостраховщиков (РСА). В Петербурге зарегистрировано около 1,6 млн легковых автомобилей, и ежегодно количество машин возрастает примерно на 100 тыс. Их собственники тратят на техосмотр по 1,5–3,5 тыс. рублей ежегодно (за исключением владельцев новых машин). То есть емкость рынка составляет 2,3–2,6 млрд рублей в год. Эту сумму осваивают 56 коммерческих станций технического осмотра и две некоммерческие станции ГИБДД, где можно пройти осмотр за 700 рублей.
Войти на этот рынок не просто. В каждом регионе свои правила. В Петербурге получить право на проведение техосмотра можно, заключив договор с Фондом организации безопасности дорожного движения. Этот фонд учрежден компаниями, проводящими техосмотр, при участии администрации Петербурга и городских органов ГИБДД.
Со следующего года зарабатывать на техосмотре сможет и РСА — новым участникам придется платить ему 20 тыс. рублей за аккредитацию плюс 10 тыс. рублей за каждый пункт техосмотра. Затем каждый год — по 15 тыс. рублей за продление аккредитации плюс 10 тыс. рублей за каждый пункт техосмотра. Появление единого регулятора упростит вход на рынок новых игроков. И это беспокоит существующих участников рынка.
"На рынок могут прийти компании, которые не готовы вкладывать достаточно средств в оборудование, пострадает качество", — переживает совладелец ООО "Буборг" Михаил Белоусов. По его оценкам, стоимость необходимого оборудования для проведения техосмотра составляет $700 тыс. Оно может окупиться при действующих тарифах за 3–4 года, если ежедневно на сервис будет приезжать 40–50 автомобилей. Потенциальные участники рынка 1 автодилеры, заинтересованные предложить клиентам дополнительные услуги, пристально следят за изменениями в законе.
"Пока нет подзаконных актов, не ясны детали (требования к оборудованию, помещению), мы не можем оценить, насколько нам это интересно", — говорит директор по маркетингу компании Wagner Михаил Подушко. Олег Барабанов, генеральный директор автохолдинга "РРТ", заявил, что компания готова проводить техосмотр по новым условиям с 2012 г.
Доходы коммерческих структур, возможно, не возрастут и даже снизятся вследствие усиления конкуренции, но государство своего не упустит. Источник в городской ГИБДД отмечает, что со следующего года госпошлина возрастет в несколько раз. "Она превысит 2 тыс. рублей", — сообщил источник.