Что делать, если ребенок жалуется на учителя

Возвращение к учебе с оптимизмом встретили не все школьники. Некоторые отчаянно не желали возвращаться за парту, уверяя, что учителя постоянно унижают их на уроках…

Вопрос о том, имеет ли преподаватель право повышать голос на ребенка или применять к нему какие-то меры наказания вроде “постановки в угол”, достаточно щекотлив. Тем не менее родители нередко задаются вопросом: что делать, если сын приходит из школы и заявляет, что стал жертвой “насилия в школе”?
В контексте школы речь, разумеется, чаще всего идет не о буквальном физическом насилии, а о насилии эмоциональном. Специалисты районных ПМСЦ не отрицают, что им иногда приходится сталкиваться с учительской несдержанностью. Потеряв надежду урезонить местного задиру педагогическими методами, учителя переходят к крику, обидным прозвищам и даже угрозам   (вроде исключения из школы). Один из наиболее распространенных примеров “позорного наказания” – заставить ребенка стоять весь урок или вовсе выгнать его из класса. Это, кстати, абсолютно неуместно: учитель несет ответственность за ребенка на протяжении учебного времени, к тому же удаление школьника с  урока нарушает его законное право на образование.
“По сути, сегодня учитель не может ощутимо воздействовать на шалунов в школе. Ударить нельзя – розги отменены, укрощать физическим трудом – непедагогично и неправильно. Конечно, есть иные пути, к примеру, создать обстановку, психологически невыносимую для ребенка, но эксперименты с непредсказуемой и сложной детской психикой – еще хуже физических наказаний… Так что мы в принципе не можем наказывать детей. Остается полагаться на доверие класса… Но это работает не всегда – порой дети выходят за рамки и намеренно провоцируют учителей, понимая, что педагоги реально наказать их не сумеют”, – говорит Наталья, 50 лет, учитель.
Педагоги-психологи уверены: в классе должны быть единые правила, которым следуют и учитель, и ученик. То есть если ребенку запрещено кричать – учитель также не может повышать голос. Впрочем, крик крику рознь, и если любимое чадо день за днем приходит в слезах и твердит, что его снова оскорбил учитель, – для родителей это повод задуматься.
Впрочем, психологи напоминают: дети склонны фантазировать, и порой то, что они красочно расписывают как акт вопиющего насилия со стороны учителя, на деле оказывается детской обидой и попыткой отомстить взрослому за плохую оценку или раздосадовавшее учительское замечание. Так что начинать поиски истины стоит с обстоятельного разговора с “пострадавшим”. Необходимо понять, не лукавит ли ребенок, не пытается ли таким образом оправдать собственную неудачу или привлечь к себе родительское внимание, что тоже нередко становится поводом “приукрасить” действительность. Если история все-таки походит на правду, педагоги-психологи советуют родителям не спешить с выводами и сперва идти к классному руководителю. Вместе с ним имеет смысл переходить к  диалогу с “проблемным” учителем. Как правило, все  разрешается уже на этом этапе, поскольку школа заинтересована в том, чтобы исчерпать конфликт, не вынося сора из избы. Но если вдруг договориться с преподавателем не получается, родитель имеет полное право направиться в кабинет завуча и директора школы.
“Я вот не понимаю ситуации, когда родитель, едва услышав жалобу своего чада, тут же кидается прямиком в комитет по образованию. Ведь его же там сразу спросят: в школе-то вы были? Но семье порой просто не хочется тратить время, разбираться и вникать в ситуацию самим, и это обидно”, – говорит директор одной из городских школ, попросившая не упоминать ее имя.
На сегодняшний день существует масса механизмов по решению сложных конфликтов между ребенком и школой. Для этого работают социальные педагоги, малый педагогический совет, наконец, участковый. Впрочем, психология педагогов со временем также претерпевает изменения. “На мой взгляд, грубость действительно присутствовала, особенно в 1970-е, в 1980-е. Пару десятилетий назад я сама могла высказать ученику свое неодобрение в той форме, о которой теперь даже не могу помыслить. Но со временем пришло понимание: стыдить ребенка перед коллективом,  вызывать страх, совершать иные действия, приводящие к унижению, не только незаконно, но и нецелесообразно. Дети сегодня другие и школа другая. Лишь четко выраженная оценка: за одну ошибку – "4", за две – "3" – не влечет эмоционального отвержения и проблем с родителями и законом. Так что ситуация, очевидно, выправляется", – считает Наталья, учитель, 50 лет.