В 2011 году знаменитый поэт Евгений Евтушенко в интервью dp.ru рассказал о своих претензиях к власти и, что для него служит критерием порядочности.
Евгений Евтушенко приезжал в Петербург, чтобы получить премию "Балтийская звезда", присуждаемую за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона.
DP.RU: Евгений Александрович, в речи на церемонии вручения премии вы сказали, что в идеале все человечество должно вступить в партию порядочных людей. Каковы ваши критерии порядочности?
Евгений Евтушенко: Человек измеряется тем, как он поступает с собственным счастьем и несчастьем. Если ты счастлив, ты не должен забывать, сколько людей на белом свете одновременно с тобой несчастливы. Да, собственно, настоящий человек ведь и не может быть полностью счастлив, когда другие несчастны. Если он богат — он не должен забывать, сколько есть бедных, и помочь им, чтобы они перестали быть бедными. Если человек богат духовно, он должен сделать все, чтобы поделиться своим духовным богатством с другими.Делиться не в том смысле, как наши бизнесмены, которые, чтобы выжить, делятся с государством, вернее, не с государством, а с государственными чиновниками. Просто каждый должен стараться в своей жизни добавить позитивной энергии, которая разлита в пространстве. Она невидима, но она присутствует. И уменьшить запас негативной энергии, которая тоже существует. И никогда не переступать через других людей. Как я сказал в своем стихотворении:
Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем — чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.
Вот это для меня критерий порядочности. Но, когда я говорил про партию порядочных людей, это не означало, что такая партия должна быть как–то официально сформирована. Человек может находиться в рядах другой партии, это не главное. Главное — чтобы несуществующая партия порядочных людей тем не менее существовала. А у нас с такой легкостью переходят из одной партии в другую, как депутат Митрофанов, и не только он, а многие другие. Понятно, что человек ищет, где ему лучше, но уж слишком легко происходит эта перетасовка фигур.
DP.RU: Вот Владимир Владимирович с Дмитрием Анатольевичем сейчас непринужденно поменялись местами…
Евгений Евтушенко: Ну и что? Все будет зависеть от того, что они будут делать потом. И тогда мы сможем оценить, правильно это было сделано или нет. Роль личности в истории, конечно, очень важна, но очень важна и роль народа. Напрасно думают: да кто мы такие, кто на нас обращает внимание? От каждого человека зависит что–то на белом свете: насколько тот будет лучше или хуже, хотя бы вот на столечко. Каждое мнение и поведение каждого человека имеет значение для той ситуации, которая складывается в государстве. Это не должен быть какой–то мессия, не нужно его ждать. Главное, чтобы в Россию, да и во все другие страны, пришел не какой–то отдельный человек, который может все волшебным образом изменить, — так вообще не бывает, это невозможно. У меня есть стихотворение "Когда придет в Россию человек" — я его закончил так:
Не хлеба — человека недород
в России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ,
Который бы не обманул Россию?
Вот что нам нужно — изменять и улучшать самих себя. Начинать с себя. А тыкать пальцем в правительство: вот, они там все виноваты! — это легко, это дешево, ничего не стоит. Хотя и за это, конечно, может попасть, иногда жестоко. Но это неправильно, каждый человек имеет право высказывать любое политическое суждение.
На фото: Евгений Евтушенко
DP.RU: Так выскажите — у вас какая главная претензия к власти?
Евгений Евтушенко: У нас уже стольких поубивали — и никак никого не могут найти! Допустим, даже иногда находят киллеров, но почему никогда не находят заказчиков? Следует строже относиться к тем, чья профессия находить убийц, эти люди должны отвечать. И не надо оправдываться, например, тем, что, мол, американцы тоже до сих пор не нашли убийц Джона Кеннеди. Нельзя оправдывать свои ошибки и даже преступления ошибками и преступлениями других.
DP.RU: Почему в наше время не осталось безусловных моральных авторитетов, какими прежде были писатели, поэты?
Евгений Евтушенко: Ладно бы поэты — утрачена такая моральная роль почти всех государств. Сейчас нет ни одного государства, которое могло бы упрекать другое государство за нарушение каких–то правил, которые оно самое не нарушает. Отрицать это было бы ханжеством. Например, все государства выступают против двойных стандартов — и одновременно все их применяют.
DP.RU: В чем главные утраты и, быть может, приобретения вашего возраста?
Евгений Евтушенко: Главная утрата, конечно, прежде всего — утрата людей. Особенно тяжело, когда умирают друзья, с которыми потерял взаимопонимание (а это бывает и с очень близкими друзьями) и не успел его восстановить. Не надо такого допускать, особенно когда это принимает взаимооскорбительные формы. Нужно помнить, что все мы смертны. Я когда–то написал, обращаясь к своим ровесникам, которые, к сожалению, начали ссориться: нельзя допустить такого состояния, когда нам будет стыдно приходить друг к другу на похороны. А приобретение, может быть, в том, что я понял: все сразу переделать нельзя. Никакое поколение не сможет переделать все. Но только то поколение навсегда останется в памяти людей, которое что–то изменило, и за это многие следующие поколения России будут благодарны шестидесятникам. Это я сейчас понимаю больше, чем когда все мы были живы.
DP.RU: Всего не переделать, но вы продолжаете делать — что?
Евгений Евтушенко: Я продолжаю бороться за издание массовым тиражом антологии "Десять веков русской поэзии", над которой работал несколько десятилетий. И обращаюсь ко всем, кому дорога поэзия, кто хочет, чтобы его дети понимали и любили стихи: скиньтесь, помогите этому изданию!
Биография Евгения Евтушенко
родился в 1932 году на станции Зима (по другим данным, в Нижнеудинске Иркутской области). Первое стихотворение опубликовано в 1949 году в газете "Советский спорт". В 1952–1957 годах учился в Литературном институте. Первая книга стихов — "Разведчики грядущего" — вышла в 1952 году. Лауреат Государственной премии СССР (1984 год — за поэму "Мама и нейтронная бомба") и России (2010 год). В 1987 году избран почетным членом Американской академии искусств и словесности.