Крах американской финансовой системы в очередной раз откладывается. Как говорилось в известном анекдоте, не дождетесь! Апокалипсический сценарий крушения США, о необходимости которого так долго говорят экономисты альтернативной ориентации, нам не грозит. Ожидателей падения Америки подводит излишнее доверие к отечественной пропаганде.
Еще 5 веков назад автор "Повести о доме Тайра" писал: "…сомневаться в том, что видят глаза, и верить тому, что слышат уши, - такая ошибка свойственна многим!" Нам кажется, что Америка - это такая же Россия, только ихние доллары совсем как наши баксы. Но это ошибка.
Соединенные государства Америки, которые мы называем штатами, имеют федеральное правительство, у которого есть свои расходы, совершенно отдельные от расходов штатов. И президент Обама - не Бог, не царь и не национальный лидер единой Америки, а именно что председатель этого правительства, премьер-министр фактически. За расходами правительства следит конгресс, который, в отличие от нашей Думы, есть место для дискуссий. И вот этот самый конгресс не хочет позволить правительству увеличивать размер своих долговых обязательств. Каждая статья расходов Вашингтона требует отдельного одобрения конгресса, и если согласия законодателей нет, то и администрация не имеет права потратить ни цента. При ежегодном утверждении бюджета вопросы о том, сколько можно по тратить и сколько занять, вообще обсуждаются отдельно.
И нынешний недостаток средств вызван вовсе не кризисами, а действительно непомерными расходами, которые взвалили на себя американские власти, причем власти федеральные - на уровне штатов ничего подобного не происходит.
Почему конгресс не хотел просто так идти навстречу президенту Обаме? Да потому, что долги федерального правительства - это в основном долги перед самими американцами. Так называемые иностранные заимствования не составляют и 30 % долга правительства США. На долю Китая, например, приходится 8 % этого долга, на долю Японии - 6,5 %. Остальное (почти $ 10 трлн) правительство одолжило у собственных граждан, страховых фондов, казначейства. Для финансирования старых долгов правительство хочет сделать новые, и конгресс, естественно, не может это одобрить так же легко, как наши законодатели одобряют каждый чих исполнительной власти. Кстати, при всех обстоятельствах иностранным кредиторам Америка платить будет - конфликт касается внутренних долгов.
Читайте также:
Западные СМИ рассказали правду про дефолт в США
На фото: Барак Обама
Что было бы, если бы стороны не договорились? Ну, на крайний случай конституция позволяет президенту США увеличить лимит госдолга. Но в самом плохом варианте Вашингтону придется просто сокращать какие-то статьи расходов. Но это не то, что называем дефолтом мы.
При слове "дефолт" мы обычно представляем себе 1998 год, выступление Кириенко, доллар, который подорожал в 3 раза, и опустевшие прилавки магазинов. О чем-то подобном в Америке и фантазируют люди, предрекающие крах США. Наверное, они воображают очередь американцев, скупающих рубли. Как дети, честное слово!
При этом многократные фактические отказы правительства СССР расплачиваться с гражданами по сталинским займам мы дефолтами не называем - так, временные трудности. И решения ЦК и Совмина СССР о повышении цен - это не девальвация рубля, это просто социальная справедливость. Ну так до нового витка такой справедливости нам осталось недолго. Либо сразу после президентских выборов, либо уже после инаугурации девальвация рубля неизбежна.
Решения правительства о постоянном увеличении разного рода выплат и госрасходов единодушно одобряются Госдумой. Основной источник наполнения бюджета - налоги на внешнеторговую деятельность: обложение экспорта углеводородов и импорта ширпотреба, который скупают граждане. С внутренним налогообложением хуже: не хотим мы покупать изделия отечественного товаропроизводителя, они либо плохи (правда, не все!), либо дороги, либо их просто нет. И бюджет не получается сделать бездефицитным уже и при сотне долларов за баррель, а закрывать этот разрыв можно тремя способами. Увеличивать налоги - это совсем задавить местный бизнес и разогнать инфляцию. Занимать - но нынешней власти одалживаться у чужих не хочется, а у своих - тем более.
Что делать Минфину, от которого требуют увеличить социальные выплаты и сократить дефицит госбюджета? Правильно, есть третий путь - девальвация. Рублей будет больше, цены будут выше, валюта дороже. Местного товаропроизводителя, если он не готов конкурировать с иностранными товарами по качеству, девальвация, кстати, не спасет.