Холдинговая компания "Форум", строящая порта Бронка в Ломоносове, хочет сделать его не только грузовым, но и пассажирским. Это может быть выгодно паромным компаниям.
Авторы проекта обещают, что уже к 2015 году порт начнет приносить в бюджет города до 11 млрд рублей налогов. В компании считают, что Бронка станет одним из ключевых грузовых районов Большого порта Петербурга. Они обещают также, что порт сможет принимать не только грузы, но и 50-100 тыс. паромных пассажиров в год.
Пока одна из основных задач "Форума" (крупная многопрофильная компания) на данном этапе состоит в том, чтобы получить из бюджета 15,2 млрд рублей на выполнение дноуглубительных работ для создания подходов к порту.
Инвесторы говорят, что уже потратили на подготовительные работы 3 млрд рублей и сейчас ждут разрешения от регулирующих органов на начало строительства. Срок завершения первых двух этапов строительства - 2017 год.
Акционеры планируют инвестировать в строительство первых двух очередей порта 43,7 млрд рублей. Часть денег в компании собираются получить за счет займов. Назвать банки, которые будут кредитовать строительство, исполнительный директор проекта, Алексей Шуклецов, пока отказывается. "Мы ведем переговоры с российскими и зарубежными банками, но пока они не озвучат свое решение, называть их я бы не хотел",- сказал он корреспонденту "ДП".
Читайте также:
ХК "Форум"рассчитывает привлечь 30 млрд рублей в порт...
Эксперты предполагают, что вполне логично среди инвесторов проекта было бы увидеть банк "ВТБ". Его подразделение на Северо-Западе возглавляет Денис Бортников, сын директора ФСБ Александра Бортникова. Правда в самом банке пока говорят, что о проекте знают, но не участвуют в нем. "Мы как-то прошли мимо этого проекта", - сказала пресс-секретарь банка, Екатерина Райская.
Под вопросом пока и выделение денег из федерального бюджета на проведение дноуглубительных работ, без которых в Бронке будет невозможна работа действительно крупного терминала.
"Потребуется время, чтобы защитить стратегию проекта, мы займемся тем, чтобы включить его в федеральную целевую программу", - рассказал заместитель гендиректора ФГУП "Росморпорт" Александр Самойленко.
Хотя точная дата, когда государство и инвесторы выделят деньги на строительство так и осталась не названной, зам гендиректора ООО "Феникс" (входит в ХК "Форум"), Алексей Шуклецов, в коммерческом успехе проекта полностью уверен.
Морские перевозчики также считают возникновение порта в Бронке перспективным проектом, так как это позволит уменьшить время в пути до петербургского порта на шесть часов, сэкономить топливо и уменьшить простои, рассказал представитель паромной компании FinnLines.
Первый заместитель главы Петродворцового района Петербурга Евгений Моторин считает, что проект необходим и для развития района. Он рассказал, что сейчас утрачена военная инфраструктура портового города Ломоносов. "Нам нужна замещающая структура, которая решит проблемы занятости населения",- отметил он. По словам Евгения Моторина, в Ломоносове самый высокий процент безработицы в Петербурге. А строительство порта создаст около 2 тыс. рабочих мест для его жителей.
Однако cами жители важность проекта для города пока не осознали. Многие из них больше обеспокоены расселением домов, которое им грозит в случае появления рядом с ними гиганского порта. Уже несколько лет действует инициативная группа жителей Бронки, выступающая против строительства. Они выдвигают, в том числе и экологические претензии к проекту. Евгений Моторин рассказал, что мнения за и против о проекте среди жителей разделились в соотношении 50 на 50. "С несогласными мы провели работы, но потерпели фиаско",- посетовал он.
Гендиректор аналитического агенства "Дорн" и экс-глава Комитета по транспортно-транзитной политике города (КТТП), Андрей Карпов поддерживает проект и говорит что других свободных участков для расширения порта в Петербурге нет. Кстати, именно при нем КТТП впервые выдвинул идею о том, что в Бронке надо построить терминал, в который будет выведено большинство мощностей из исторических районов петербургского порта.
В ООО" Феникс" говорят, что по железной дороге в порт будет поступать лишь 10% грузов и объясняют отказ от переговоров с ОАО "РЖД" о расширении пропускной способности железнодорожной ветки слишком высокой стоимостью его услуг.
Однако причинами такого решения могло стать также нежелание самого "РЖД" сотрудничать с "Фениксом". Ведь монополист является акционером строящегося по соседству порта в Усть-Луге, и способствовать развитию его конкурента в Бронке нет смысла.
Заявленная мощность только первой очереди нового контейнерного терминала - 1,5 млн TEUs в год. При том, что нынешняя железнодорожная ветка, проходящая через Бронку явно не способна на перевалку больших объемов грузов, получается, что 365 дней в году 24 часа в сутки к новому порту должно будет подходить около 120 грузовиков в час.
Эта цифра нисколько не смущает Алексея Шуклецова, который рассказал, что для организации удобного подхода транспортных средств к порту с КАДа, "Росавтодор" даже уже проектирует отдельную развязку на кольцевой, через которую можно будет привозить в порт до 2,5 млн TEUs в год. Причем, делаться это, по его мнению, должно за счет "Росавтодора". Комментариев от ведомства относительно этой инициативы пока не последовало.
Предположение о том, что нагрузка на дороги к Бронке в таком случае может оказаться слишком высокой, в компании опровергли. "НИПИ ТРТИ уже провел расчет допустимых нагрузок по всем автодорогам к порту, и мы в него вписываемся", - сказал Алексей Шуклецов. В Дирекции по строительству КАД также подтвердили, что дорога рассчитана и на большие нагрузки, так что по крайней мере с точки зрения пропускной способности кольцевой вопросов не возникнет.