О профессионализме депутата и новых технологиях в работе представительной власти шла речь на второй межрегиональной конференции "Арсенал современного депутата", которую в конце июня провел "Деловой Петербург" совместно с ИОЦ "Северная столица".
Улучшение жизни в городах и поселках — забота муниципалитетов. В руках муниципальных депутатов бюджет, который складывается из поступлений от некоторых налогов, штрафов, сборов. Но, как признаются сами депутаты, бюджеты малы и не покрывают насущные потребности поселений. Об опыте определения первоочередных нужд, на которые следует направлять средства муниципального бюджета, рассказал глава Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Валерий Гусев.
Искусное сочетание возможностей субсидий из федерального и регионального бюджетов позволяет и газопровод провести, и отремонтировать дома и дороги, и коммунальную технику приобрести, и оборудование для задач энергосбережения установить. Об уроках, полученных на электронных торгах для закупки проектных и строительно-монтажных работ для муниципальных нужд, рассказала глава Русско–Высоцкого поселения ЛО Лариса Волкова.
Муниципальная власть находится в незавидном положении. Люди требуют от нее крепкого жилья, хорошего энергообеспечения, дорог, рабочих мест, красивых улиц и дворов. Но многие вещи регулируются федеральными и региональными законами, часть из которых безнадежно устарела. Своевременное внесение изменений в федеральное и региональное законодательство — задача непосильная, порой и для депутатов регионального уровня.
"Сегодня у последней нет ни политической власти, ни серьезного экономического ресурса, а административный ресурс заключается лишь в том, кому подчиниться", — рассказала на конференции Наталья Свешникова, доцент кафедры политической психологии СПбГУ.
Обычно законы спускаются сверху, а на муниципальном уровне практически невозможно внести поправки, поэтому, когда мы говорим об эффективности работы муниципалов, нужно помнить, что это власть скорее опосредованная, чем реальная, рассуждает она.
Федеральные депутаты оторваны от избирателей существующей системой выборов по партийным спискам и в заботы населения и нижних уровней власти совсем не вникают. Об извилистом и труднопроходимом пути для законодательных инициатив представительной власти рассказал депутат ЗС Петербурга Сергей Соловьев.
Спасение моногородов
О способах вывода из кризиса, в который рано или поздно попадают моногорода (города, где основные рабочие места обеспечены одним или несколькими предприятиями одной отрасли), рассказал Игорь Карпенко, консультант комитета поместному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям ЛО. Здесь все зависит от взаимоотношений муниципальной власти и руководства градообразующего предприятия. Необходимо создать для каждого такого города комплексный инвестиционный план. Его сообща должны будут исполнять власти всех уровней и владельцы градообразующих предприятий. Игорь Карпенко рассказал, как непросто найти компромиссное решение, когда владельцы бизнеса находятся не только за пределами города, но порой и России.
Усугубляют положение моногородов узкий спектр социальных ролей и низкая активность населения.
"Однако жителей моногорода нельзя переселить туда, где есть работа. Зачастую такие города являются единственными крупными населенными пунктами на обширной территории. Именно поэтому в Ленинградской области приняты и выполняются ряд комплексных инвестиционных проектов по развитию депрессивных территорий", — поделился Игорь Карпенко. Так, например, такие программы приняли в Сланцах, Волхове, Пикалево и Сясьстрое.
Сегодня законопроект о моногородах направлен на согласование в Минрегионразвития.
От латания дыр к развитию
В поселениях, имеющих разнообразный малый и средний бизнес, муниципалы начинают думать не только о решении самых неотложных проблем — рабочие места, ЖКХ, транспорт и благоустройство, но и о приросте населения и в целом — о развитии своего поселения. Во многих муниципальных образованиях глава МО является одновременно и главой администрации. Это удобно, когда в поселении дефицит инициативных, опытных управленцев. Но в одиночку трудно заниматься текущими проблемами — работа с населением, с органами госвласти, да еще и на контролеров тоже время найти надо.
Для городов с населением в несколько десятков и сотен тысяч оптимальным является появление во главе администрации профессионального управляющего — сити–менеджера. Об опыте сотрудничества главы муниципального образования с главой администрации МО рассказал Вадим Некрасов, глава МО города Кировска ЛО. Слаженная работа над текущими задачами позволила муниципалам задуматься о стратегии развития города. В результате появился стратегический план города Кировска, описывающий путь, по которому городу предстоить жить и развиваться в ближайшие годы.
Руководитель муниципального органа может взять власть в свои руки, если найдет опору среди своих же избирателей. Быть открытым для общения с населением посоветовала Ольга Дейнека, профессор факультета психологии СПбГУ.
В качестве примера открытости, рождающей доверие и понимание, она привела недавний поступок губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, который публично извинился перед пассажирами авиарейса в связи со своим опозданием на посадку. Пассажиры простили губернатора и экипаж самолета, и действительно, в прокуратуру не поступило ни одной жалобы. Тем самым Мезенцев сократил дистанцию между властью и народом, считает Ольга Дейнека.
Когда население становится другим
Помимо проблем материальных главам муниципальных образований приходится заниматься вопросами и социального порядка. Национальный и религиозный состав населения России неустанно меняется. Миграция на привлекательные в смысле работы территории нарастает. Мигранты приезжают со своей культурой и традициями, что не нравится коренному населению, рассказал Юрий Паламарчук, глава МО "Щегловское".
"Развитие и укрепление дружбы народов в последние 25 лет в России, к сожалению, практически не происходит. Межнациональные конфликты разгораются в Краснодарском и Ставропольском краях, остро эта проблема стоит и в Ленинградской области", — объясняет политик. Для урегулирования межнациональных споров в Ленобласти создан Совет по межнациональному сотрудничеству. В организацию входят руководители разных диаспор и конфессий.
У Петербурга давние традиции межнационального сотрудничества. А с 2006 года в городе действует программа "Толерантность", рассказал Владимир Михайленко, председатель "СПБ дома национальностей". По его словам, трудовая миграция — одна из основных проблем межнациональной политики, которую должны решить представители всех уровней власти.
"Изначально Петербург создавался как многонациональный город, куда собрали рабочих со всех уголков страны. Сегодня из 183 официально зарегистрированных этносов в городе проживают представители 138 из них, при этом количество этнических организаций растет, вместе с ними растут и проблемы", — говорит Владимир Михайленко.
На фото: Вадим Некрасов о решении проблем города Кировска.
Нетолерантные соседи
Успехи одного региона в межнациональных отношениях не гарантируют мира и согласия в других уголках страны. В России свыше 10 базовых документов по национальной политике, которые были приняты в 1980–1990–е, однако основной закон о межнациональных отношениях отсутствует.
В связи с этим, с одной стороны, многие национальности не могут пользоваться нормальными правами в России, а правоохранительные органы, с другой стороны, не могут бороться с экстремизмом. Сегодня основная задача власти — создать прежде всего гражданскую идентичность, считает Владимир Михайленко.
В Ленинградской области создан Институт психологии и толерантности, который занимается вопросами урегулирования межнациональных конфликтов, рассказала Людмила Почебут, профессор кафедры социальной психологии СПбГУ.
"Действительно, есть программы по толерантности и в Петербурге, и в Ленобласти. В них задействовано много людей, но почему они работают разобщенно?" — задалась вопросом Наталья Свешникова.
"Деловой Петербург" благодарит Валерия Гусева, главу Ломоносовского муниципального района, и всю его команду за организацию выездного заседания конференции в районе.