Ни одно из прошлогодних поручений президента Дмитрия Медведева по внедрению экологической составляющей в российскую экономику, как выяснилось, не выполнено. По этому случаю 8 июня президент метал громы и молнии в направлении главы Минприроды Юрия Трутнева. Компетентные специалисты объяснили, что президентские указания не выполняются, поскольку существует конфликт интересов между министерствами, а крупный бизнес в страхе потерять прибыль активно сопротивляется экологическим премудростям.
Президент России
Дмитрий
Медведев 27 мая 2010 года дал министрам список конкретных поручений по
изменению экологической ситуации в стране. "Суть этих поручений сводилась, с
одной стороны, к ужесточению ответственности предприятий за вред окружающей
среде — введение неотвратимости наказания и его связи со степенью вреда
окружающей среде — и, с другой, к стимулированию экологически ответственного
поведения — уменьшение и переработка отходов, вовлечение их во вторичное
использование", — рассказал Dp.ru научный руководитель института экономики,
природопользования и экологической политики Высшей школы экономики в Москве
Александр Багин. Для этого, по указанию президента, чиновники должны были к 1
ноябрю прошлого года принять пакет законопроектов. Однако ни один из них не
принят до сих пор.
В частности, не внесены в Госдуму
поправки, предусматривающие переход от устаревшей системы предельно допустимого
уровня загрязнений окружающей среды, которая стала невыполнимой, поскольку
пределы возможных загрязнений в несколько раз ниже фактического уровня
загрязнений от большинства предприятий, к принципам технологического
нормирования, согласно которому предприятиям выдается разрешение на выбросы
отходов при обязательном условии постоянного снижения уровня выбросов. Три
законопроекта внесены в Госдуму, три еще находятся в аппарате правительства.
Как выяснилось,
чиновники сознательно выполняли только те поручения, для воплощения
которых нужно было брать деньги из бюджета.
"Мы проанализировали все поручения,
сделанные президентом и премьер–министром с 1 августа 2009 года. Выяснилось, что
выполнено около шести из 67 поручений, то есть менее 10%. Мы разместили эту
информацию в СМИ, и мне позвонили из администрации президента с вопросом: "На
основе каких данных вы сделали такие выводы?" После этого президент вызывал
Трутнева с отчетом о выполненной работе и, поняв, что
существует сопротивление ряда министерств и крупного бизнеса,
использующего советские промышленные активы и стратегию
"экологического демпинга", дал ему 3 месяца на завершение работы", — сообщил
директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы Евгений
Шварц.
По его мнению, процесс
принятия законопроектов заторможен, поскольку министерства,
участвующие в их разработке, преследуют разные интересы. "При подготовке закона
"О предотвращении загрязнения морей нефтью" Минприроды просто вносит мелкие
правки в действующее законодательство, чтобы не ссориться с могущественными
нефтяными компаниями.
Профильный комитет Госдумы на основе
подготовленной экспертами и неправительственными организациями концепции
подготавливает хороший вариант законопроекта. Но потом, чтобы "не ссориться" с
Минприроды и Минтрансом, удаляет все, что касается танкерных
перевозок и создания фонда для финансирования мер по ликвидации последствий при
экологических катастрофах, то есть предусмотренные в поручениях президента
законы дробятся и становятся фактически ведомственными инструкциями, чтобы никак
"не обидеть" профильные ведомства", — считает Евгений Шварц.
"Минфин вообще занимает, на мой
взгляд, вредную позицию — ему удобно, что плата за загрязнение окружающей среды
растворяется в бюджете. Получается, что Минфину выгоднее рост загрязнений. А то,
что это увеличивает необходимость роста расходов того же бюджета на
здравоохранение и ликвидацию последствий этой политики, Минфин уже не волнует.
Все это еще больше сажает нас на нефтяную иглу, потому что без внедрения новых
технологий зарубежные страны будут создавать нетарифные барьеры для экспорта
российских товаров — страны, принимающие меры по защите окружающей среды, будут
бороться с российским "экологическим демпингом" и стремиться обеспечивать
честность международной конкуренции на основе общих международных стандартов", —
полагает он.
По словам Шварца,
некоторые поручения президента не выполняются сознательно и открыто.
"На встрече неправительственных организаций Сережа Симак из самарской
Общественной палаты рассказал, как он спросил у Фурсенко (Андрея, главы
Минобрнауки. — Dp.ru), почему в средней школе и профобразовании не появились
предметы, связанные с экологией, стандарты которых, по поручению президента,
должны были появиться к 18 октября, а тот ему честно ответил, что в первый раз
слышит о таком поручении. После этого Минобразования письменно написало
Трутневу, что выполнять поручение президента не будет. Еще более занимательно,
когда заместитель министра финансов Новак пишет в Минприроды, что выполнение
поручений президента по подготовке "Основ государственной экологической политики
Российской Федерации до 2030 года" нецелесообразно. Такое ощущение, что у нас в
стране не то что вертикали власти — в принципе системного управления не
существует", — сказал он.
Принятию экологических
норм активно сопротивляется крупный бизнес, представители некоторых
предприятий подыскивают доверенных лиц, близких к чиновникам, чтобы через них
проталкивать в законы свои интересы. Например, предприятие по производству
цветных металлов "Норильский никель", обеспечивающее 10% от общего загрязнения
воздуха в России, по мнению Шварца, занимается "хамским и наглым лоббированием
своих интересов в государственной политике".
"В ходе подготовки проекта "Основ
государственной экологической политики РФ до 2030 года" лоббисты "Никеля"
собираются переписать документы, вставить туда пункт, чтобы основой
экологического нормирования стала "абсорбционная способность российских
ландшафтов". Говоря по–русски — дайте нам и дальше загрязнять просторы Арктики и
Якутии без реализации принципа "загрязнитель платит", как это делают его
конкуренты в соответствии с законодательством их стран". Они специально
"скупали" лучших специалистов, чтобы те лоббировали их интересы среди
чиновников", — рассказал он.
Противоположным в этом смысле
примером, по мнению Александра Багина, является Новолипецкий металлургический
комбинат. "Они за огромные деньги провели модернизацию производства, которое
сейчас работает в пределах нормативов загрязнения окружающей среды, и эти деньги
начали окупаться, поскольку им не нужно платить за превышение нормативов. Даже
если завтра повысят плату за превышение нормативов в 100 раз, это никак не
отразится на их работе", — сказал Багин.
С 2014 года Минприроды намерено
запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам
новейших технологий. С 2016 года предлагается запрет на ввод в эксплуатацию
новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют нормативам, за исключением
тех предприятий, которые проектировались до изменения
законодательства.