О перспективах бизнеса на музыкальном рынке Петербурга рубрике Next рассказал Илья Бортнюк, гендиректор компании "Светлая музыка" и продюсер фестиваля "Стереолето".
Стоит ли вообще заниматься концертным бизнесом
в России?
— Концертный бизнес самый рискованный и непредсказуемый. Он, конечно,
интересный и престижный, но есть иллюзия, что здесь зарабатывают
много денег. Я считаю, это очень ненадежный бизнес с точки зрения
предсказуемости и рентабельности. Особенно если заниматься продвижением
новой музыки. Ведь, например, с продажей билетов на концерт групп
"Любэ" или Deep Purple проблем не будет, пока не умрут все
фанаты. А когда ты хочешь представить публике нового исполнителя, реакция
может быть совершенно неожиданной, так что в 1000 раз надежнее
продавать унитазы или макароны, на них спрос никогда не упадет,
я думаю.
Действительно есть проблемы с продажей
билетов?
— Да, это серьезная проблема. В прошлом году в Москве
не смогли продать все билеты даже на концерт самой популярной группы
в мире — U2. Думаю, все дело в том, что российский музыкальный
рынок менее цивилизованный, чем западный, при этом покупательная
способность у людей меньше гораздо. Вообще большинство людей так
и не привыкло ходить на концерты и платить за это
деньги, как, в принципе, и платить за музыку в любом ее виде.
Но тем не менее вы продолжаете этим
заниматься?
— Да, занимаюсь. Потому что, во–первых, это доставляет мне удовольствие:
я до сих пор очень люблю музыку и она меня вдохновляет,
во–вторых, все–таки чаще всего мероприятия проходят нормально с финансовой
точки зрения, нет какой–то суперприбыли, но и серьезных провалов
не случается. Но если бы я знал 10 лет назад,
что так будет, то, возможно, и не стал бы этим
заниматься.
А что необходимо, чтобы состояться как музыкальный
менеджер?
— Человек в первую очередь должен быть в теме. Понимать,
как работает рынок, какие инструменты надо применять. Ему, безусловно,
должно быть интересно, он должен искренне любить артиста, которым занимается,
и еще необходимо обладать развитой интуицией. Нужно иметь чутье
на музыкантов — угадывать, примет их публика или нет.
Но вообще работа с артистом — это отдельная тема, то есть
их лучше любить, но не работать с ними.
А проведение музыкальных фестивалей, таких
как "Стереолето", это прибыльно?
— В общем да, но прибыль возможна только благодаря спонсорам.
Теперь уже с этим нет проблем, некоторые спонсоры нас сами находят,
а вот в самом начале мне даже пришлось вкладывать в большей
степени свои деньги.
А что вообще помогает привлечению спонсоров?
— Нужны понимание того, что им хотелось бы получить
от концерта (фестиваля), и креативные идеи для продвижения
их бренда. Ну и ваша хорошая репутация, умение убеждать и прочее.
А для успеха самого мероприятия важен правильный PR — это одна
из трех главных составляющих. Две другие — это хорошо продуманная структура
и грамотно выбранное место.
Есть ли шансы для приезжих реализоваться
в музыкальном бизнесе Петербурга? Или это уже закрытый
клуб?
— Да, конечно, есть все шансы. Вообще могу сказать,
что в Петербурге за по­следние 10 лет не появилось
новых крупных игроков на этом рынке. И по большому счету
не важно, местный ты или приезжий, главное — это уметь быстро
сориентироваться. Так, если ниша мейнстрима уже освоена, то хип–хоп,
например, есть куда развивать. Могут быть и провальные концерты.
В Москве даже есть такая статистика, по которой прибыль приносит
только 20% всех концертов. И, конечно, если у вас девять из 10
концертов провалилось, то тут стоит задуматься, может, и правда, лучше
заняться чем–то другим.