Петербургские строители дорог сами рассказали, в чем причины низкого качества дорожного покрытия. Основные причины, по мнению бизнесменов, в непродуманной системе ценообразования и в процедуре проведения торгов.
По предварительным оценкам комитета по развитию транспортной
инфраструктуры Петербурга в дорожном фонде, в 2012 году на финансирование
дорожных работ будет заложено 17,1 млрд рублей.
Однако, по мнению генерального директора некоммерческого
партнерства "Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса" Юрия Агафонова, этого явно
не хватает, на текущее содержание и новое строительство дорог в год требуется
порядка 40 млрд рублей.
По словам гендиректора автомобильно–дорожной компании
"Резерв" Андрея Жирёнкина, официальные сметные программы не учитывают половину
современных технологий и цен, как результат — неполная и неправильная
оценка стоимости работ. "Отсюда и дополнительные работы — за счет
подрядчика, и компенсация материалов по сметной стоимости едва дотягивает до
рыночных цен, соответственно подрядчик вынужден использовать заведомо более
дешевые материалы и технологии, и, понятно, качество от этого не
выигрывает", — подчеркивает эксперт.
Ценовой вопрос актуален и при проведении торгов. "В прошлом
году демпинг на городских дорожных тендерах в среднем составил порядка 30–40%",
— говорит Юрий
Агафонов. По его словам, необходимо вводить предквалификационный отбор, где
бы учитывался предыдущий опыт исполнителя в подобных проектах, а также
рассматривались бы технологические решения и инновационные разработки, которые
будут предложены в дальнейшей работе по заказу.
Есть у участников рынка вопросы и к срокам проведения
торгов. "Деньги выделяются когда хотят, тендеры часто переносятся на более
поздний срок, при этом подрядчик должен вовремя закупить материалы и завезти на
склад. Сами работы компании часто вынуждены завершать в холодный сезон", —
говорит заместитель генерального директора по строительству "А–Проект" Евгений
Бучнев.
Отсутствие финансирования сказывается и на качестве
обслуживания уже построенных дорог. "По нормам каждые 3 года должен
производиться ремонт верхнего покрытия, но по большинству адресов это делается
первый раз через 7–10 лет после сдачи объекта. В итоге часто приходится делать
капитальный ремонт вместо текущего", — говорит Юрий Агафонов. При этом, как
отмечают участники рынка, государство постоянно увеличивает сроки гарантийных
обязательств по госконтрактам, по сути перекладывая ответственность за ситуацию
с содержанием опять–таки на плечи подрядчиков.
В итоге и без того заниженная на этапе проектирования,
составления сметы, понижения на торгах, скрытой экономии в процессе выполнения
работ, откатах чиновникам стоимость работ играет на снижение качества автодорог
таким образом, что о нем и говорить не приходится. Мы просто латаем дыры, и
процесс этот замкнутый", — подчеркивает Андрей Жирёнкин.
По словам вице–губернатора Петербурга Юрия Молчанова, в 2011 году
на капитальный и текущий ремонт и строительство дорог в Петербурге будет
выделено 46–47 млрд рублей.
Адресная программа этого года включает более 350 адресов.
Адресная программа этого года включает более 350 адресов.
Кстати: из 46–47 млрд рублей, которые запланировано выделить
на дорожные работы в 2011 году в Петербурге, 25 млрд составят облигации, которые
выпустит ОАО "Западный скоростной диаметр". Средства пойдут на строительство
трассы.