Жилье требует жертв. Постоянно

Получив в собственность квартиры, граждане и муниципалитеты вместе с радостью обладания недвижимостью получили неприятную обязанность за жильем ухаживать. Оказалось, что содержание жилья требует постоянных затрат. И немалых.

Кто будет ремонтировать многоквартирные дома, благоустраивать дворы? Можно ли это делать за счет государства и насколько щедро выделяется помощь из госбюджета? Как убедить жильцов своевременно платить за коммунальные услуги?
Об этом шла речь на конференции "Реформа ЖКХ в регионах. Промежуточные итоги".
Организовали межрегиональную конференцию "Деловой Петербург" совместно с ИОЦ "Северная столица" 27–29 апреля в Петербурге.
Об опыте привлечения средств из бюджета для ремонта домов, обустройства внутридворовых территорий, строительства городских дорог рассказал глава администрации муниципального округа города Кировска (Ленинградская область) Алексей Кольцов.
На все три вида работ муниципалы города Кировска получили в 2008–2011 годах чуть больше 159 млн рублей субсидий из федерального бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ (ФСР ЖКХ). К этой сумме бюджет МО за 4 года участия в программах добавил почти 40 млн рублей собственных средств, чтобы выполнить условия привлечения госсубсидий. Собственникам квартир тоже пришлось поучаствовать в финансировании капитального ремонта своих домов в размере 5% от необходимых сумм.
За 3 прошедших года в Кировске отремонтировано 96 многоквартирных домов города (более 53% от общего количества) общей площадью почти 360 тыс. м2 (75% от общей площади многоквартирных домов), в которых проживают 17,1 тыс. человек (всего в городе 22,5 тыс. жителей). Если бы муниципалы не привлекли средства госбюджета, то на такой объем работ им потребовалось бы 11 лет и 156,3 млн рублей из местного бюджета. А с помощью госсубсидий это заняло вчетверо меньше времени и потребовало только 27 млн рублей из местного бюджета.
Сложностей с привлечением средств госбюджета на ремонты и реконструкции объектов ЖКХ, по словам Алексея Кольцова, предостаточно.
Во–первых, подготовка документов для получения субсидий требует особой сноровки и профессионализма сотрудников муниципалитета. Деньги могут выделить внезапно, и на подготовку всех бумаг будет отведено мало времени. Его не хватит, если все исходные данные предварительно не собраны, а программы ремонта не разработаны.
Во–вторых, нужно очень быстро получить решение совета МО о выделении софинансирования под суммы госбюджета в требуемом условиями госпрограмм объеме. Бывало, ФСР ЖКХ по одной программе несколько раз за 3 недели менял суммы своих субсидий городу Кировску. И совету МО приходилось трижды принимать решение о выделении новой суммы софинансирования.
В–третьих, при ремонте домов — кровель, фасадов, инженерии — объединениям собственников квартир (ТСЖ) тоже нужно добавить из своих средств на ремонт 5% необходимой суммы. Вот это действительно непростая задача. Общее собрание членов ТСЖ обычно собирается с трудом: они часто срываются из–за отсутствия кворума.
По словам главы МО Кировска Вадима Некрасова, муниципальные депутаты, совет старейшин города, местная пресса подробно разъясняют горожанам суть преобразований в коммунальной сфере. Чтобы не мучить собственников жилья внезапными собраниями, ТСЖ домов, включенных в программу ремонта, заранее получают принципиальное согласие собрания жильцов на доплату в размере 5% от суммы ремонта. Поэтому им не приходится несколько раз собираться при изменении стоимости программы. Такая процедура согласования расходов была разработана юристами муниципалитета и принята на собраниях ТСЖ города.
Совет старейшин в Кировске играет важную роль в выявлении проблем города и поиске их решений, говорит Вадим Некрасов. В совет входят социально активные люди в возрасте от 18 до 82 лет. Они вникают в проблему, находят варианты решения и затем доносят свое мнение до остальных граждан и депутатов.
В–четвертых, местная власть приняла ряд непопулярных решений, которые существенно упростили взаимоотношения в сфере ЖКХ, рассказал глава администрации МО Кировска Алексей Кольцов.
В 2007 году город упразднил муниципальные жилкомхозы и разрешил пяти абсолютно частным компаниям оказывать жилищные услуги. Вместе с этим исчезло и так называемое телефонное право руководителей местного самоуправления, что весьма негативно воспринималось и воспринимается жителями.
Муниципалитет отказался от дотаций организациям коммунального комплекса. Это привело к росту платы населения в совокупности по всем видам коммунальных услуг с января 2007 года на 22%.
В 2009 году в Кировске упразднили внутреннее перекрестное субсидирование тарифов на коммунальные услуги, которое сложилось из–за разницы тарифов для граждан (обычно они платят меньше) и юридических лиц (а они платят больше). В результате за 2 года отопление и горячая вода для населения подорожали на 35%, для промышленности и иных юридических лиц подешевели на 17%.

Муниципалы и поставщик теплоэнергии
ТГК–1 в целях модернизации инфраструктуры теплоснабжения Кировска согласовала многолетнюю инвестиционную программу. Это привело к введению дополнительно к тарифу на теплоэнергию инвестиционной надбавки в размере около 20 рублей с человека в месяц. Решение было вынужденным, но необходимым — иначе трубы с горячей водой в городе постоянно лопались бы, а город сидел без тепла.
В качестве компенсационной меры, по словам Алексея Кольцова, ввели муниципальную субсидию жителям на оплату коммунальных услуг. Жителям Кировска с малыми доходами местная власть с 2009 года помогает деньгами, если счет за коммунальные услуги превышает 10% от дохода семьи (для справки: на федеральном уровне граница для дотаций установлена при превышении стоимости коммунальных услуг 22% от дохода семьи). "То есть ни один законно послушный житель нашего муниципального образования, независимо от того, проживает он в многоквартирном или в индивидуальном доме, не должен платить за жилищные услуги более 10% своего дохода. Данное решение позволило нам без социальных потрясений принять и пережить все вышеуказанные новшества", — говорит Алексей Кольцов, глава администрации МО Кировска.
В–пятых, урезание оплаты труда и численности муниципальных служащих — самое неразумное следствие участия муниципальной власти в программах софинансирования программ модернизации и ремонта в сфере ЖКХ. По Бюджетному кодексу, если доля субсидий из вышестоящих бюджетов в течение 2 лет из 3 последних превышает 10%, то субъект Федерации вводит ограничения расходов на оплату труда муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления в таком муниципальном образовании. В результате после успешных в плане привлечения субсидий вышестоящих бюджетов 2008 и 2009 годов МО Кировска получило жесткое нормирование, нацеленное на сокращение муниципальных служащих и минимизацию расходов на оплату труда.
По мнению Алексея Кольцова, для высоко дотационных муниципалитетов такая мера, наверное, вполне оправдана. Но несправедливо наказывать местную власть, которая получает деньги на модернизацию ЖКХ да еще и на принципах софинансирования, то есть вкладывает средства собственного бюджета.
О неразумности федерального законодательства рассказал и Василий Белоногов, глава администрации города Черногорска (Республика Хакасия). Город получил их ФСР ЖКХ средства на расселение из аварийного дома 23 семей. Все документы на приобретение квартир неоднократно проверяли в республике, в самом фонде содействия реформированию ЖКХ. В 2010 году семьи переселили в новые квартиры. А в марте 2011 прокуратура опротестовала приобретение квартир, ссылаясь на изменения федерального законодательства, принятые в 2010 году, уже после приобретения квартир.
"Мы не виноваты, что законодательство изменилось, и теперь нужно проводить конкурс среди продавцов квартир. Нас проверял фонд в момент приобретения — тогда все было по закону. Теперь нас обвиняют в нецелевом использовании бюджетных средств. Мы отправили протест прокуратуры в республику. Пусть они дадут разъяснение", — возмущался Василий Белоногов.
"ДП" благодарит МО Кировского городского поселения за организацию 27 апреля встречи участников конференции "Реформа ЖКХ в регионах. Промежуточные итоги" с депутатами муниципального образования и откровенный разговор на тему госфинансирования ремонта и модернизации объектов ЖКХ.