Туризм для особенных людей

Автор фото: "ДП"
Наталья Гаспарян и Мария Бондарь

Наталья Гаспарян и Мария Бондарь создали первую в России туристическую компанию для инвалидов и организуют туры по стране и за рубежом. Их экскурсии посетили более 1 тыс. человек.

Наталья Гаспарян и Мария Бондарь сами когда–то побывали на месте человека, который не может выйти из дома: у Марии была травма позвоночника в детстве, из–за чего ей пришлось заново учиться ходить, Наталья в детстве получила спортивную травму. Наталья по образованию экономист, Мария - филолог, обе владеют немецким, закончили курсы гидов и подрабатывали в туристический сезон. "Всегда были мысли о создании своего дела. Мы понимали, что конкурировать с крупными туристическими компаниями не сможем. Так возникла идея о развитии инватуризма», - рассказывает Наталья Гаспарян. В 2004 году они зарегистрировали ООО "Либерти", пригласив в учредители Санкт–Петербургскую региональную общественную организацию инвалидов.
"Люди, которые там работают, знают эту тему изнутри и во многом нас консультируют", - говорит Мария Бондарь. Весь первый год компания занималась формированием туров. "Мы ползали по городу с рулеткой, замеряли, фотографировали, важно было понять, сможет ли по данному конкретному маршруту проехать человек на коляске", - рассказывает Мария Бондарь.

Посещение в 2005 - 2006 годах крупнейшей туристической выставки ITB в Германии дало толчок их бизнесу: нашлись партнеры, готовые отправлять группы немецких туристов в Петербург. Параллельно компания развивала сайт, налаживала общение с различными организациями для людей с ограниченными возможностями, создавала рекламные буклеты и распространяла их на выставках. Все это давало приток частных клиентов. Вложения в начало деятельности составляли около 40 тыс. рублей.
Компания взяла потребительский кредит 700 тыс. рублей, купила микроавтобус, оборудовала его гидролифтом и удобно расставила сиденья. В 2010 году получила беспроцентный заем 1 млн 700 тыс. рублей от фонда Вагита Алекперова "Наше будущее". Сейчас у компании три направления, но прибыль приносит только одно — прием иностранных туристов–колясочников из Германии, Швейцарии, Израиля, США, Канады, Испании. Туры соотечественникам продают по себестоимости и бесплатно организуют их для детей на колясках.

За сезон (с мая по сентябрь) компания организует экскурсии пока для 200 туристов, и это не предел. "У нас появляется достойная более или менее европейского уровня инфраструктура: реализуется программа создания пандусов в крупных музеях, строящиеся гостиницы, spa–центры имеют все необходимые приспособления. Люди готовы ехать, если им будут даны определенные гарантии", - говорит Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туристической индустрии.