Особенности налогообложения доходов иностранных граждан

В 2010 году вступили в силу изменения, касающиеся исчисления налога на доходы физических лиц для отдельных категорий иностранных граждан. Однако их применение вызывает ряд спорных вопросов.Опубликовано в журнале "Бухгалтерские вести" №12 от 29 марта 2011 года

По общему правилу, для целей налогообложения имеет значение не гражданство физического лица, а резидентство, то есть пребывание на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Налоговый кодекс РФ предусматривает различные ставки по НДФЛ для резидентов РФ и для нерезидентов, получающих доход от источников в Российской Федерации, 13% и 30% соответственно.
В соответствии с положениями, внесенными Федеральным законом от 27.07.10 №229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ», установлен особый порядок возврата излишне удержанной суммы НДФЛ в связи с приобретением налогоплательщиком статуса налогового резидента.
Согласно новой редакции ст. 231 НК РФ такой возврат производится исключительно налоговым органом, в котором налогоплательщик поставлен на учет по месту жительства, и только при подаче декларации по окончании налогового периода, в котором изменился статус налогоплательщика, а также документов, подтверждающих получение статуса налогового резидента, и это несмотря на то, что в иных случаях, напротив, возврат излишне уплаченного (удержанного) НДФЛ теперь без ограничений может производиться налоговым агентом.
Соответственно это означает, что налогоплательщики, после 1 января 2011 года (дата вступления данного изменения в силу) получившие статус налогового резидента, будут обязаны ждать окончания налогового периода, в котором они приобрели такой статус, и самостоятельно подавать заявление о возврате сумм налога в налоговый орган.
В то же время, есть и новшества, которые порадуют налогоплательщиков. Так, изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 19.05.10 №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» и отдельные законодательные акты РФ» (далее – «Закон №86-ФЗ») предусмотрели ставку НДФЛ в 13% для отдельных категорий иностранных граждан независимо от того, является ли иностранный гражданин налоговым резидентом РФ или нет.
Такой привилегией в исчислении НДФЛ с 1 июля 2010 года пользуются две категории иностранных граждан: высококвалифицированные работники и работники, работающие по найму физических лиц на основании патента.
Доходы высококвалифицированных специалистов
Законом №86-ФЗ введена новая категория трудовых мигрантов, а именно высококвалифицированные специалисты. Такими специалистами, согласно ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.02 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», считаются граждане, имеющие опыт работы, навыки или достижения в конкретной области, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год. В соответствии с поправками, принятыми Федеральным законом от 23.12.10 №385-ФЗ, отсутствуют требования к размеру заработной платы для высококвалифицированных специалистов, принимающих участие в проекте «Сколково», снижены требования к размеру заработной платы до не менее миллиона рублей за год для отдельных категорий высококвалифицированных специалистов.
Для целей привлечения в страну высококвалифицированных специалистов НК РФ установил налоговые послабления для этой категории иностранцев: они уплачивают НДФЛ по ставке 13 % безотносительно того, являются ли они налоговыми резидентами РФ или нет.
Новые положения НК РФ касательно налогообложения доходов высококвалифицированных специалистов уже породили ряд спорных моментов.
Так, п. 3 ст. 224 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка в размере 13 % устанавливается для доходов высококвалифицированных специалистов, полученных от осуществления трудовой деятельности.
В настоящее время достаточно распространена практика выплаты иностранным работникам, помимо заработной платы, различного рода компенсаций, таких как: компенсация аренды жилья, стоимости визы, разрешения на работу, проезда к месту проживания семьи и т. п. В связи с этим актуальным становится вопрос, по какой ставке следует облагать суммы компенсационных выплат – по ставке, предназначенной для обложения доходов от трудовой деятельности (13%), либо по ставке, используемой для иных доходов нерезидентов (30%).
В соответствии с трудовым законодательством вознаграждение за труд, иные компенсационные и стимулирующие выплаты (доходы от трудовой деятельности) охватываются понятием заработной платы (ст. 129 ТК РФ).
Минфин РФ считает, что по ставке 13% подлежат налогообложению не любые доходы высококвалифицированного специалиста, а только доходы в виде заработной платы налогоплательщика, иные доходы, выплачиваемые помимо заработной платы, должны облагаться по ставке 30% (см. Письмо Минфина РФ от 17.08.10 №03-04-06/0-181).
В то же время, в Письме от 17.01.11 №03-04-06/6-1 Минфин РФ признает компенсацию иностранным работникам сумм арендной платы, коммунальных услуг и т.п. частью заработной платы, выплаченной в иной форме. Таким образом, такой доход, если следовать подходу Минфина РФ, должен облагаться по ставке 13%, предусмотренной для доходов высококвалифицированных специалистов от осуществления трудовой деятельности.
Вместе с тем, следует принимать во внимание, что в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ, налогообложению не подлежат все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, коммунальных услуг или соответствующего денежного возмещения.
Законодательством установлены положения, предусматривающие возможность компенсационных выплат иностранным гражданам, так, п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.02 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает, что одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной предоставляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.
Подпунктом "г" п. 3 Положения о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.03.03 №167, предусмотрено, что принимающая сторона принимает на себя обязательства по жилищному обеспечению приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.
Из этого следует, что суммы компенсационных выплат за аренду жилья, коммунальных услуг, уплаченные во исполнение предусмотренного законом обязательства по жилищному обеспечению иностранного гражданина, НДФЛ облагаться не должны. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (см. Определение ВАС РФ от 23.04.08 №4623/08).
Таким образом, мы полагаем, что предусмотренные законодательством суммы компенсационных выплат, связанных с бесплатным предоставлением жилых помещений, НДФЛ не облагаются, иные же компенсационные выплаты высококвалифицированным специалистам, за исключением прямо установленных п. 3 ст. 217 НК РФ и не облагаемых налогом, предусмотренные трудовым договором, облагаются НДФЛ по ставке 13%. В связи с этим при заключении трудовых договоров с высококвалифицированными специалистами рекомендуем учитывать и непосредственно формулировать все виды выплат работнику, включая компенсационные, в качестве составной части заработной платы высококвалифицированного специалиста.
Также у налогоплательщиков в связи с принятием Закона №86-ФЗ возник вопрос о том, будут ли применяться положения о налогообложении доходов от трудовой деятельности высококвалифицированных специалистов по отношению к тем гражданам, которые имеют помимо иностранного, также российское гражданство.
Минфин РФ по этому поводу в Письме от 27.07.10 №03-04-06/0-160 отметил, что поскольку правовой институт осуществления трудовой деятельности предусмотрен только в отношении иностранных лиц, он не применяется в отношении доходов граждан Российской Федерации, не являющихся резидентами РФ.
Формально такое толкование может иметь место, поскольку согласно положениям ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.02 №115-ФЗ высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, заработная плата которого составляет два или более миллиона рублей за период, не превышающий одного года.
Представляется, что такое буквальное толкование ст. 13.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» искажает смысл закона и является дискриминацией налогоплательщиков-нерезидентов, имеющих помимо иностранного, также российское гражданство.
Очевидно, что целью законодателя было установить льготный режим налогообложения, чтобы привлечь в страну для осуществления трудовой деятельности граждан-нерезидентов, являющихся высококвалифицированными специалистами. Закон не устанавливает каких-либо ограничений для граждан отдельных стран, тем более неправильным было бы его толковать как ограничивающий права лиц, имеющих двойное гражданство, в том числе гражданство РФ. Таким образом, по нашему мнению, высококвалифицированные специалисты, имеющие помимо иностранного, также российское гражданство, и не являющиеся налоговыми резидентами, также вправе пользоваться налоговыми привилегиями, установленными для отдельных категорий иностранных граждан.
Доходы иностранных граждан, работающих по найму физических лиц на основании патента
Закон №86-ФЗ установил новый порядок осуществления деятельности иностранными гражданами, работающими по найму у физических лиц. Такие граждане будут осуществлять трудовую деятельность на основании патента, который выдается на срок от одного до трех месяцев и автоматически продлевается путем уплаты фиксированного авансового платежа по НДФЛ в размере 1000 руб.
Работники смогут привлекаться на основании патента к трудовой деятельности для домашних, личных нужд физических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Право на работу на основании патента будут иметь только граждане, приехавшие из стран, с которыми у РФ установлен безвизовый режим.
В соответствии со ст. 13.3 Закона «О правовом положении иностранных граждан» для получения патента иностранный гражданин должен подать заявление, а также представить документ, удостоверяющий личность, миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля, документы, подтверждающие уплату налога, сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, о работе, которую он будет выполнять.
Не позднее десяти рабочих дней со дня обращения территориальный орган ФМС РФ обязан либо выдать гражданину патент, либо уведомить его об отказе в выдаче патента.
Следует отметить, что на граждан, работающих на основании патента, не будут распространяться требования о соблюдении квот, ограничивающих количество иностранных работников.
Ставка НДФЛ для таких налогоплательщиков также признается равной 13 % независимо от наличия у налогоплательщика статуса резидента. Иностранные граждане, работающие по найму у физических лиц, будут исчислять и уплачивать налоги, обращаться с заявлением о возврате излишне уплаченного налога самостоятельно, а не через налогового агента.
Если по итогам налогового периода сумма подлежащего уплате налога оказалась больше, чем сумма фактически уплаченных авансовых платежей, налогоплательщик будет обязан подать декларацию по доходам не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом и уплатить в бюджет недостающую сумму до 15 июля того же года.
Стоит также отметить специальное указание Закона №86-ФЗ на то, что если сумма налога будет меньше фактически уплаченных авансовых платежей, сумма превышения не будет являться излишне уплаченным налогом, соответственно, такую переплату нельзя будет вернуть налогоплательщику.
Таким образом, данные авансовые платежи фактически представляют собой вмененный доход налогоплательщика, который, к тому же, является условием продления патента для иностранного гражданина.