Пассионарность — это хорошо, но обижать людей не надо. Примерно так высказался министр культуры РФ Александр Авдеев о письме деятелей искусств по поводу реформы образования.
Деятели культуры — авторы открытого письма о провале
реформы творческого образования — проявили пассионарность, но обидели
людей, в частности министра образования Андрея Фурсенко, заявил Александр Авдеев
в эфире программы "Вести в субботу" с Сергеем Брилевым, сообщает корреспондент
РИА "Новости".
Открытое письмо подписали среди прочих председатель Союза
композиторов Владислав Казенин, дирижер Владимир Спиваков, актер и режиссер Олег
Табаков, президент Академии искусств Николай Петров. Они считают, что учебные
заведения творческой направленности находятся на грани гибели и причиной этого
является "вопиющая некомпетентность" Министерства образования и науки РФ. Авторы
послания призывают вернуть все без исключения учреждения творческого образования
(от детских школ искусств до высших учебных заведений) в полное подчинение
Министерства культуры, а также запретить Минобразования вмешиваться в учебный
процесс. Деятели культуры потребовали обеспечить достойное финансирование таких
учреждений.
Как заявил один из авторов письма, президент российской
Академии искусств Николай Петров в эфире программы "Вести в субботу", нынешняя
система образования не гарантирует, что талантливого пианиста или представителя
балетного мира не призовут в армию.
"Приходит худенький, ласковый, домашний мальчик в армию и
попадает тут же к дедам. Он является первой мишенью. Помимо профессионального
краха это еще и опасно для жизни. Не может скрипач копать траншею, не может
представитель балета маршировать на плацу, у него ничего не останется от его
ног — он физиологически этого не может", — считает Петров.
Министр культуры в разговоре с Брилевым в студии отметил,
что уважает своих коллег, авторов открытого письма, но полагает, что
главное — принять законопроект по системе художественного образования как
часть общего закона и профинансировать учебные заведения.
"Нам необходимо не через законы, а через приказы обеспечить,
говорю медленно и внятно, социальные гарантии преподавателям детских школ
искусств. Сейчас там работают патриоты своего дела, но у них нагрузка не 18
часов, как в школах, а гораздо больше, это несправедливо, ведь работа тоже
нервная", — сказал Авдеев.
Законопроект "Об образовании в Российской Федерации"
предусматривает комплексную реформу российского образования и присоединение к
Болонскому процессу, что вызвало недовольство многих российских преподавателей.
Деятели культуры выразили сомнения в необходимости вводить в их сфере степени
бакалавра или магистра. Это является ключевым принципом Болонского процесса,
согласно которому страны–участницы вводят двухэтапную унифицированную систему
обучения.
Новый закон предусматривает введение болонской системы во
всех вузах. Их финансирование будет зависть от их наименования. Многие именитые
учебные заведения культуры просто не смогут подтвердить свое право иметь
магистратуру и ученый совет.
"Бакалавры и магистры могут быть в других специальностях, но
не среди артистов... Такой актерской школы, как у нас, нет ни в одной стране. Ее
можно разрезать пополам и недоучек назвать бакалаврами, а "переучек" —
магистрами, но мы разрушим систему", — заявил Авдеев.
По словам министра, сейчас нужно просить депутатов принять
закон в том виде, в котором его подготовили Минкультуры совместно с
Минобразования.
"Я не хочу скруглять углы, показывая, что и там министерство
хорошее, и мы коллегиальность соблюдаем и не критикуем. У нас много баталий и
между собой, и с другими ведомствами, но это нормально... Хочу сказать: рухнет
система художественного образования — рухнет культура, а без великой нашей
культуры не будет великой державы", — сказал Авдеев.