Петербург погубит разгильдяйство

Автор фото: "ДП"

Разгильдяйство и устаревшие технологии будут и дальше провоцировать техногенные катастрофы в Петербурге. О том, что та же крыша гипермаркета площадью около 10 тыс. м2 - сама по себе сложнейший инженерный объект, часто забывают.

Большой город полон опасностей, и аварии с жертвами будут
происходить и дальше. Их можно предотвращать внимательным отношением к
эксплуатации техники и конструкций. Но опыт показывает, что человеческий фактор
(чаще всего в виде разгильдяйства) легко сводит на нет все усилия по
профилактике аварий.
Значительная часть техногенных происшествий связана с
прорывом трубопроводов. Ежегодно десятки людей обвариваются кипятком, а число
поврежденных машин переваливает за сотню.
По данным ГУП "ТЭК СПб", проблема
системная и мгновенно решиться не может. До 25% сетей уложено еще в 1980 годах.
Тогда как, по данным экспертов, систематические сбои начинают проявляться на
магистральных сетях через 10-15 лет, а на распределительных - через 6-10 лет
после строительства. На трубопроводах горячего водоснабжения возможно появление
дефектов уже через 2-3 года.
Кстати, износ труб ускоряют и химические реагенты,
распыляемые на дорогах для борьбы с гололедом. Они проникают в грунт и сокращают
антикоррозийные свойства даже самых новых и надежных труб. Год назад ГУП "ТЭК СПб" переложило 237 км
труб, а в 2011 году будет заменено еще 200 км. Правда, это всего 5% городских
теплотрасс. Но в компании подчеркивают, что меняются самые проблемные трубы, и
обещают, что число аварий в этом году сократится минимум на 10%, но полностью их
исключить нельзя. С учетом того, что в ведении ГУП "ТЭК СПб" находится 3558,9
км трасс, в зоне риска находится как минимум 900км теплотрасс.
Последние годы к порывам теплотрасс добавились и "снежные"
проблемы. Массовое падение на горожан сосулек с трудом можно отнести к
техногенным проблемам. Однако то, что они образуются в таком количестве и так
быстро, - следствие той самой пресловутой привычки к хорошему. Крыши и чердаки
многоэтажных домов сделаны так, чтобы сосульки не появлялись в принципе. Но
сейчас они обветшали. Если бы на всех чердаках была вовремя восстановлена по
проектным расчетам система теплоизоляции, сосулек было бы на порядок меньше.
"Пока речь идет о проектировании и строительстве, все хорошо
регламентировано и контролируется. Но, едва речь заходит об эксплуатации,
оказывается, что никаких законодательных норм о том в области того, как
правильно заботиться о зданиях, нет", - сетует генеральный директор компании
"Геореконструкция-фундаментпроект" и глава Северо-Западного филиала СРО
"Ассоциация инженерных изысканий в строительстве" Алексей Шашкин.
Эксплуатирующие компании так же мало до недавних пор
задумывались о проектных показателях максимальной нагрузки на кровлю
общественных зданий. В том же "О'Кее" на Выборгском, как рассказали в строившем
гипермаркет "УИМП
Холдинге", крыша проектировалась исходя из нормативной нагрузки снега 100
кг/м2, а предельной - 140 кг/м2. В то же время на момент обрушения на этой
неделе нагрузка достигала 180 кг/м2.
Как рассказывает Алексей Шашкин, после обрушения крыши в
московском развлекательном комплексе "Трансвааль" в 2004 году нормы предельно
допустимой нагрузки на крышу были увеличены по всей стране - как раз до 180
кг/м2. Это означало, что владельцы всех зданий должны были обратиться к
проектировщикам с просьбой пересчитать показатели нагрузки и, если они
оказывались ниже нового "потолка", провести работы по укреплению крыш.
"Какие-то организации сделали это, но массовым этот процесс
так и не стал", - вспоминает Алексей Шашкин. Как раз сейчас городские власти
разрабатывают нормативы эксплуатации зданий, в которых будет четко прописано,
что и когда должна делать эксплуатирующая организация, чтобы предотвратить
разрушение. Это позволит в будущем сократить количество рушащихся домов.
По мировым меркам Петербург - молодой город. Но у всех перед
глазами примеры сотен домов, которые стоят веками. Вопрос, как удавалось строить
такие крепкие дома, становится очень актуальным после обрушения конструкций,
которым нет и 10 лет. Но есть нюанс. Дело в том, что до наших дней дожили далеко
не все построенные даже в 19 веке дома. Те, что были построены плохо, давно
развалились, и мы теперь видим лишь те, которые проектировались и возводились на
славу.
Кстати, у старых домов Петербурга есть любопытная
особенность. В большей части центра города почва не просто песчаная, но и с
высоким уровнем грунтовых вод. Чтобы хоть как-то укрепить фундамент, почву
уплотняли путем забивки деревянных свай. Причина того, что сваи до сих пор не
только не сгнили, но и выдерживают вес зданий, как раз в том, что они постоянно
находятся в воде. Именно поэтому в центре действует запрет на снижение уровня
грунтовых вод при возведении новых и ремонте старых домов.
Самым ярким примером того, что затраты на новые технологии
могут спасать жизни, можно считать автомобили.
Главными убийцами петербуржцев остаются именно машины. На их
счету сотни погибших и в среднем по 10 тыс. раненых в год. Но технологический
рывок в деле безопасности на автомобильном рынке дал совершенно ощутимые
результаты. Если в 1991 году в России в ДТП погибло 37,5 тыс. человек, то в 2009
году - 26 тыс. И это при том, что количество машин на дорогах выросло на
порядок, методика подсчета погибших ужесточилась, а управлять автомобилями стали
совсем далекие от профессионального вождения люди.
В Европе и США проблема повышения надежности технологий и
конструкций решена просто и эффективно. Там компенсации за нанесенные травмы и
гибель людей исчисляются сотнями тысяч долларов и евро.
В России пока не принято дорого платить за экономию.
Пострадавшим от упавшей в "О'Кее" крыше компания заплатит чуть больше 6 тыс.
евро на человека. А штрафы за неправильную эксплуатацию здания, которые выпишут
ей контролирующие органы, вероятно, будут еще меньше. Так что никакого
экономического стимула серьезно заботиться о количестве снега на крыше или
использовании новых и более современных технологий в строительстве ни у "О'Кея",
ни у любой другой российской компании по-прежнему нет.
Пока непонятно, насколько ответственные за принятие решений
менеджеры понимают, что технологии прошлого века и беззаботное отношение к
вопросам эксплуатации, несмотря на серьезную экономию, наносят куда больше
вреда, который нельзя подсчитать в рублях.