Завод Skoda в Квасинах увеличит производство автомобилей

Автор фото: dp.ru

Корреспондент dp.ru побывал на одном из заводов Skoda в Чехии и узнал, как автогиганту удалось пережить кризис и почему "вкалывают роботы, а не человек".

В историю новейшего российского автопрома завод группы Volkswagen только вписывает первые строчки. В Чехии же производство Skoda уходит корнями в 20-е годы ХХ века. Корреспондент dp.ru оказался в числе первых российских журналистов, побывавших на заводе компании Skoda в Квасинах.
Еще в 1920 году здесь начали производить мотоциклы JAWA, затем в 1934–м — автомобильные кузова. 270 рабочих за день собирали четыре кузова, а в военный период мощность была увеличена до семи–восьми единиц в день. С современными объемами производства это, конечно, сложно сравнивать: сейчас с конвейера ежедневно сходит 850 автомобилей. Правда, и трудится здесь уже больше 4 тыс. человек.
В состав компании Skoda завод вошел после Второй мировой войны, в 1949 году. Сейчас здесь выпускают кроссовер Yeti, "каблучок" Roomster и люксовую модель Superb, как седаны, так и универсалы - Superb Combi. Видимо, потому, что это не массовые, а достаточно специальные модели, кризис на заводе отразился не сильно. Только трудовых мигрантов стало значительно меньше: в кризис ставка делается на своих рабочих.
В 2000 году производство на заводе в Квасинах было полностью модернизировано. И теперь в сварочном цехе наглядно воплощена строчка из известной советской песни: вкалывают роботы, а не человек. Количество людей минимально, в основном, их задача сводится к тому, чтобы нажимать на кнопки. 320 роботов фирмы Kuka сваривают каркас автомобиля из высокопрочного металла. Кроме сварки при сборке кузова используется специальный клей.
Затем кузов отправляется в лакокрасочный цех. Но туда посторонних не пускают - вредно, да и не видно ничего. В сборочном цехе людей задействовано больше. Почти все машины собираются под покупателя, поэтому автоматизированная система точно знает, какая деталь будет в конкретном автомобиле.
Во время экскурсии ни одного праздношатающегося сотрудника мы не встретили, перекуры здесь тоже не приняты. Отдых - полчаса на обед за смену, зато вполне приличная по чешским меркам зарплата - 27 тыс. крон (около 55 тыс. рублей). Да и куда пойдешь, если на сборку отводится 88 операций, каждая по 2 минуты - на один автомобиль уходит в среднем 3 часа.
В цехах чисто, никакого лишнего железа не валяется - хоть на велосипеде катайся. И катаются ведь: на велосипедах и мини-карах доставляют нужные детали, отвозят документы. Трафик такой, что за пределы специально отведенных пешеходных дорожек лучше не выходить.
Вокруг завода на площадках машин почти нет — еще бы, ведь в очереди на новый Superb европейцам приходится стоять 4-6 месяцев. Поэтому производство на заводе в Квасинах планируется наращивать, а рабочим придется работать даже и по субботам.