Корреспондент dp.ru побывал на одном из заводов Skoda в Чехии и узнал, как автогиганту удалось пережить кризис и почему "вкалывают роботы, а не человек".
В историю новейшего российского автопрома завод группы
Volkswagen только вписывает первые строчки. В Чехии же производство Skoda уходит
корнями в 20-е годы ХХ века. Корреспондент dp.ru оказался в числе
первых российских журналистов, побывавших на заводе компании Skoda в Квасинах.
Еще в 1920 году здесь начали производить мотоциклы JAWA,
затем в 1934–м — автомобильные кузова. 270 рабочих за день собирали четыре
кузова, а в военный период мощность была увеличена до семи–восьми единиц в день.
С современными объемами производства это, конечно, сложно сравнивать: сейчас с
конвейера ежедневно сходит 850 автомобилей. Правда, и трудится здесь уже больше
4 тыс. человек.
В состав компании Skoda завод вошел после Второй мировой
войны, в 1949 году. Сейчас здесь выпускают кроссовер Yeti, "каблучок" Roomster и
люксовую модель Superb, как седаны, так и универсалы - Superb Combi. Видимо,
потому, что это не массовые, а достаточно специальные модели, кризис на заводе
отразился не сильно. Только трудовых мигрантов стало значительно меньше: в
кризис ставка делается на своих рабочих.
В 2000 году производство на заводе в Квасинах было полностью
модернизировано. И теперь в сварочном цехе наглядно воплощена строчка из
известной советской песни: вкалывают роботы, а не человек. Количество людей
минимально, в основном, их задача сводится к тому, чтобы нажимать на кнопки. 320
роботов фирмы Kuka сваривают каркас автомобиля из высокопрочного металла. Кроме
сварки при сборке кузова используется специальный клей.
Затем кузов отправляется в лакокрасочный цех. Но туда
посторонних не пускают - вредно, да и не видно ничего. В сборочном
цехе людей задействовано больше. Почти все машины собираются под
покупателя, поэтому автоматизированная система точно знает, какая деталь будет в
конкретном автомобиле.
Во время экскурсии ни одного праздношатающегося сотрудника
мы не встретили, перекуры здесь тоже не приняты. Отдых - полчаса на обед за
смену, зато вполне приличная по чешским меркам зарплата - 27 тыс. крон (около 55
тыс. рублей). Да и куда пойдешь, если на сборку отводится 88 операций, каждая по
2 минуты - на один автомобиль уходит в среднем 3 часа.
В цехах чисто, никакого лишнего железа не валяется - хоть на
велосипеде катайся. И катаются ведь: на велосипедах и мини-карах доставляют
нужные детали, отвозят документы. Трафик такой, что за пределы специально
отведенных пешеходных дорожек лучше не выходить.
Вокруг завода на площадках машин почти нет — еще бы,
ведь в очереди на новый Superb европейцам приходится стоять 4-6 месяцев. Поэтому
производство на заводе в Квасинах планируется наращивать, а рабочим придется
работать даже и по субботам.