Шип... или не шип

Когда собирается много известных людей на коньках, обычно начинаются «Танцы на льду». Когда на дорогах выпадает первый снег, и движение автомобилей напоминает траекторию маятника, начинаются «танцы на дорогах». Пришло время встретиться с главными стереотипами о выборе резины и выяснить, что из них правда, а что — миф.

Англичане говорят, что у них на самом деле не четыре времени года, а всего одно — вечная осень. Зато у нас четыре, и иногда все сменяют друг друга в течение недели. Рано или поздно проблема выбора резины коснется любого из тех, кто проводит время не только за рулем Need For Speed: от тех, кто предпочитает кататься весь год на «шиповке», пока не будет виден обод колеса до тех, кто внимательно изучая прогнозы погоды, так же внимательно присматривается к колесным стендам. Пару лет назад эксперты обещали шипованным шинам скорую смерть, подобную видеокассетам, уныло освобождающим прилавки для DVD. Многие, возможно, даже вспомнят ролик с машинами BMW: там баварские машины крутились на чистом льду, показывая прелести фрикционных шин (или «липучек»), не доступных «неудачникам с шипованной резиной». «Европейцы очень не любят шипованную резину, она им не удобна. Даже по законодательству во многих странах Европы она не может продаваться», — говорит Дмитрий Дроевский, специалист по развитию сети шинных центров I-Shin. — «И в действительности она им просто не нужна: снег бывает, но его вовремя убирают. И льда, который остается в течение недель, нет».
Удобное имя «липучка» — название условное. По сути, любая нешипованная шина является «липучкой», если у нее есть нарезанный ламель. Правда, об этом забыли сказать авторы рекламного ролика про уникальные японские фрикционные шины, которые выглядели настоящей панацеей от погодных изменений. «Есть канавки-протекторы, есть резиновая смесь, а есть ламели — те самые кубики, нарезанные сложными формами», — объясняет Дмитрий. — «В тех «липучках» акцент сделан именно на эти ламели. Принцип работы похож на лепку снеговика: мягкий снег цепляется друг за другом. В момент соприкосновения со снегом под нагрузкой колеса, ламель раскрывается, накатывается снег, ламели смыкаются, захватив снег. На него набирается новый, и получается забавная ситуация: резина хорошо работает тогда, когда вся покрыта снегом. В идеальной ситуации шина все время будет облеплена им. Ощущение — едешь, как по пляжу. Кажется, что ты себе вездеход купил».
Такие шины на самом деле естественный продукт «озеленения автомобильного мира», начавшегося с появления гибридов, а в обозримом будущем — электромобилей. Они идеально вписываются в новые экологические требования Евросоюза и потребности в комфорте современного жителя мегаполиса. Но все дело в том, что сейчас шипованную резину тоже оснащают ламелями. «Естественно, там меньше этот акцент сделан, и эффекта такого - тоже меньше. Просто когда шину шипуют, подразумевается, что человек будет ездить по льду. А лед — кроме того, что за него надо схватиться, его бы еще неплохо расколоть. Так что и шина делается пожестче», продолжает Дмитрий. Самый простой пример - утренний лед на тротуаре. Большинство европейцев уверено, что не шипованная шина сможет его разбить — даже если первые сантиметры машина скользит, как на паркете в танцевальном зале. «Но надо понимать, что асфальт у нас с европейцами разный. Как и подход к уборке. Наш лед не всегда удастся просто так разбить. Если лед у тебя есть — и не важно, ездишь ты на лыжах кататься, живешь за городом или просто во дворе давно не убирали — «шип», скорее всего, необходим. Например, европейская премиум марка шин Pirelli в большинстве случаев не рекомендуют ставить шипованные шины для езды по городу. Но при этом сами же признают: 80% торможения на льду обеспечивает именно шип. И продолжают выпускать шипованные шины.»
Разбивает «шип» не только лед, но и сам асфальт: по некоторым данным — из одного километра дороги примерно 10 граммов асфальта. Да и без того у «шиповок» полно минусов: они сильно влияют на комфортные характеристики машины, достаточно сильно снижают ездовые качества на воде и на сухом асфальте. Шипы могут вылетать при резких торможениях и удлиняют тормозной путь. Вдобавок они шумят, так что в теории, сидя в автомобиле не самой новой российской сборки для разговоров с попутчиком вам может понадобиться мегафон. И забудьте про любование финскими красотами в сентябре — на шипованной резине вас в Финляндию пустят только на зимние распродажи.
Проживая в городе, который красиво именуется Северной Венецией, очень часто возникает вопрос не только о том «что ставить», а и не менее важный «когда». «Производители шин определяют поворотный момент: температура воздуха 7 градусов — это точка, после которой ездовые характеристики шин резко деградируют, при неправильном подборе их сезонности», говорит Дмитрий. Причем стоит помнить, что поездки на зимних покрышках летом это тоже что-то из области «Вредных советов». «Многие люди считают так: «У меня была старая шипованная резина, но теперь шипы все повылетали, и теперь она у меня летняя. А к зиме я куплю себе новую зимнюю». Но езда на зимней резине летом может быть так же опасна, как и обратное — при неправильном подборе сезонности шин такие важные ходовые характеристики автомобиля как тормозной путь или удержание на дорожном полотне изменяются весьма значительно. Ведь в шинах для разных сезонностей отличается не только протектор и ламели, но и адгезия резиновой смеси, и шина может просто не достигнуть рабочей температуры или наоборот перегреться.
Правда, даже при правильном подборе сезонности, существует целый список нюансов, не уступающий размерами листу покупок многодетной семьи в супермаркете. Например, соответствие характеристик выпущенного автомобиля и шин. «Все машины выходят на летней резине. А потом вдруг вы покупаете зимнюю — и даже если марка колес остается прежней, комфортные характеристики стремятся вниз. Естественно, человек решает, что все дело в шинах. И в следующий раз купит другие. Поэтому фрикционные шины в Европе призваны сместить эту разницу в комфорте практически до нуля». У каждой покрышки есть своя динамическая характеристика. «У «шипа» скоростная динамика, как правило, Т-190. Больше - уже нельзя. Нешипованная — как раз больше», — объясняет Владимир Крысин, глава департамента и ведущий специалист компании I-Shin. — «То есть если на машину поставить шины с более низкими характеристиками, то они могут быть сняты с гарантии». «Люди смотрят на индекс — а там V, то есть до 240 км/ч», — подхватывает Дмитрий. — «Зачем? Ведь я 240 никогда не езжу, двести-то один раз в жизни. Давайте мне самую дешевую с самым маленьким индексом. Но ведь это не значит, что после 240 шина взрывается. Это субъективное значение, которое производители ставят в процессе тестирования, и на любой скорости характеристики шины меняются. Грубо говоря, шина с индексом V на 240 и шина с индексом W на 270 будут по-разному себя вести по тормозному пути и удержанию на дороге даже на скорости гораздо меньше 200. И если производитель говорит, что на этой машине надо ставить Y, то даже если не будешь ездить на максимально возможной скорости, надо ставить Y, так как замеры делаются на всем диапазоне скоростей».
Похожее заблуждение существует и в случае с нагрузочным индексом. Иногда владельцы говорят, давайте сменим рекомендуемый производителем машины индекс нагрузки шин 97 скажем, на 92, то есть где-то на 100 кг на шину меньше. Развесовка примерно одинаковая, 50:50 на переднюю/заднюю ось, накину десять-двадцать процентов на себя, на жену... Вот и в 93 влезаю! Но при этом забывается, что при торможении большая часть нагрузки уходит на переднюю ось: машина, сам водитель, да еще и инерция. Цифры вырастают на порядок. И самому их считать бесполезно, надо ставить не ниже того, что рекомендует производитель.
Но хорошо, а если денег не хватает, автомобиль моноприводный, и вообще давно пора ехать? Может быть, поможет установка шин только на одну ось? «Да, примерно так же как в распространенной шутке, про то как одеть на толчковую ногу кроссовок, а другая пусть бежит в тапочке», — находит метафору Дмитрий. — «И тяга, и торможение, и управление — то есть обе оси, должны иметь контакт с дорогой. Причем чем современней автомобиль, тем более непредсказуемо будет его поведение при экстренных ситуациях, ведь все его электронные системы настраивались при всех «правильных» шинах, и вдруг человек решает, что спереди у него будут зимние, а сзади «останется лето». И тут «электронные мозги» встают в ступор, не понимая почему перед тормозит, а зад заходится в дрифте... Для зимы еще более важно, чтобы все покрышки были одинаковыми. Или рекомендуемые заводом-изготовителем».
Итак, заблуждения о зимних шин исчерпаны. Но что же все-таки выбирать тем, кто запутался между популярными «липучками» и вышедшими в тираж «шипами»? Шины нужно выбирать исходя из тех мест, где ты ездишь, учитывая дорожное покрытие и скоростной режим. Если за зиму вам достаточно часто приходится сталкиваться с чистым льдом на утреннем асфальте или при въездах на стоянку, то возможно вам имеет смысл перестраховаться и взять шипованную резину.
Статья подготовлена при участии сотрудников
Сети Шинных Центров I-Shin
официального дистрибьютора Michelin, Pirelli, Federal, Nokian
www.i-shin.ru