Голова, два уха

В центр Igro прихожу ради курса «Сила и красота голоса». Никогда не занималась настройкой этого инструмента, используя его как придется, а интенсивный недельный курс обещает сделать мимику естественнее, жестикуляцию выразительнее, освободить от «першинок» в горле, улучшить, усилить, исправить и так далее. Предвкушение кружит голову. Администраторы встречают с участием, главный тренер Игорь гипнотизирующим тембром рассказывает о центре и просит не обращать внимания -- это не дефект дикции, это отходит наркоз после стоматолога. Дефекта я даже не заметила, оказывается, секрет в правильном использовании диафрагмы -- признак настоящего профессионализма и секрет чревовещателей, позволяющий говорить с сомкнутыми губами. Но на экспресс-курс попасть в этот день оказалось невозможно. Альтернативой стал долгоиграющий курс «Основы эффективной речи». Там как раз первое занятие. В нашей группе 10 человек, и все разные -- педагог, сотрудник банка, парикмахер, бизнесмен, и все пришли с одинаковыми проблемами -- страх и сложности в общении. Мы встаем перед публикой, волнуемся, надпочечники выделяют адреналин, моментально появляется зажатость -- от скованности лица до отплясывающей джигу дрожащей коленки.

Очаровывающая плавностью жестов и спокойствием тренер Анна Лапшина говорит, что тоже прошла через это и джига поправима. Но, прежде чем научиться эффективно говорить, мы, вот это неожиданность, должны научиться слушать. Человек думает в 4 раза быстрее, чем говорит. Помогает это, пожалуй, только синхронистам-переводчикам, обычного же человека заставляет утопать в собственных мыслях в момент, когда надо бы сосредоточиться на говорящем. Замечали, что порой, беседуя с кем-то, кажется, что, вместо того чтобы слушать, человек считает сказанные тобой буквы «р»? На его лице улыбка, он кивает и угукает, но притом отсутствующий взгляд. Такой собеседник не сможет воспроизвести и половины того, о чем вы говорили, а все потому, что, пока вы распинались, объясняя ему «теорию струн», он вспоминал про выключенный или нет утюг. Анна предлагает попробовать стать йогом и философом и повторять про себя каждое слово собеседника. Поначалу это будет отзываться в голове бессмысленным эхом, заполняя оперативную память в ущерб собственным мыслям, но постепенно вы действительно начнете понимать, о чем говорит человек. А из этого последует новое открытие -- если раньше, слушая, главным желанием было скорее вставить свое замечание, то сейчас, когда вы сознательно гасите это желание, стараясь дослушать, можете обнаружить, что к концу его мысли вам даже нечего будет возразить. Окажется, что вы сходитесь во мнениях, а могли бы и поссориться. Из класса, где ученики отрабатывают красоту и силу голоса, доносятся рыки, крики и жужжание, мы же учимся правильно делать комплименты, корректно входить в контакт с человеком и выходить из него с помощью вежливых сигнальных фраз, избегая клише. Все-таки у нас один рот и два уха, и нужно пользоваться ими в той же пропорции.
Юлия Чай, журналист