18:3209 ноября 201018:32
132просмотров
18:3209 ноября 2010
Стоимость проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) по маршруту Москва - Санкт-Петербург с использованием российских методов расчетов и стандартов оценивается в 1,2 трлн рублей, но может быть снижена до чуть более 350 млрд рублей при использовании контракта жизненного цикла и гармонизированных европейских стандартов.
Об этом журналистам сообщил гендиректор ОАО "Скоростные
магистрали" ("дочка" ОАО "РЖД", курирующая проект по строительству ВСМ в России)
Денис Муратов в рамках конференции High Speed Rail World.
"По обоснованию инвестиций проект вышел на сумму 1,2 трлн
рублей. Если скомбинировать все сокращения, которые идут по контракту жизненного
цикла и гармонизации евростандартов, получается, что мы выйдем на сумму чуть
более 350 млрд рублей за ту же самую магистраль", - сказал он.
Муратов пояснил, что при использовании принципов контракта
жизненного цикла считается, что можно сэкономить до 40% от общей суммы
обоснования инвестиций.
Кроме того, при использовании гармонизированных европейских
стандартов, то есть норм и правил по строительству, но которые пройдут через
"очень жесткое сито отбора российских норм по безопасности и эксплуатации",
возможно сокращение еще до 20%.
Реализовывать проект по строительству высокоскоростной
магистрали Москва - Санкт-Петербург, получившей название ВСМ 1, планируется, как
сообщалось, по схеме государственно-частного партнерства на основе контракта
жизненного цикла (КЖЦ или DBFM - Design build finance maintain: проектирование,
строительство, финансирование, эксплуатация). Схема КЖЦ предполагает
формирование единого контракта с подрядчиком (специальной проектной компанией -
СПК) на предоставление сервиса доступной и качественной инфраструктуры в течение
всего срока жизни объекта. При КЖЦ государство не инвестирует средства в
магистраль. Проектирование, строительство и сдача объекта в эксплуатацию ведется
за счет подрядчика.
После этого государство будет платить не за объект, а за
сервис работающего объекта в течение всего его жизненного цикла, достигающего
30-40 лет. Оплата сервиса начинается с момента запуска проекта в эксплуатацию и
осуществляется ежегодно при обязательном выполнении ряда критериев, таких как:
время в пути, доступность магистрали, количество опозданий, количество сбоев,
аварий и тому подобное. При этом государство должно гарантировать подрядчику,
что в случае успешного предоставления сервиса оплата будет выполняться
регулярно.
По словам Муратова, провайдер приносит с собой все 100%
денежных средств: 70% - выплачивается банкам-провайдерам от государства в
течение всего строительства, оставшиеся 30-40% в зависимости от расчета
выплачивается в течение 30-40 лет.
"При этом в этих 30-40% содержится и собственный взнос в
уставной капитал инфраструктурного провайдера, то есть он сам вносит туда до 10%
от стоимости магистрали", - пояснил глава ОАО "Скоростные магистрали".
Согласно материалам РЖД, совокупный социально-экономический
эффект от строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между
Москвой и Санкт-Петербургом достигает 1,8 трлн рублей. В частности, большой
экономический эффект даст создание новых рабочих мест: в период строительства
будет создано около двух тысяч рабочих мест, в период эксплуатации ВСМ - еще до
35 тысяч. Кроме того, дополнительный эффект даст снижение затрат государства на
политику занятости - до 9,5 млрд рублей. Эффект от увеличения доходов населения
за счет создания новых рабочих мест может достигнуть, согласно планам, 70 млрд
рублей.
Строительство высокоскоростных магистралей пока только
планируется. Пилотным проектом по строительству ВСМ станет магистраль
Санкт-Петербург - Москва. Согласно презентации проекта, на высокоскоростной
магистрали Москва - Санкт-Петербург предполагается курсирование 42 пар поездов в
сутки, которые смогут преодолевать расстояние за 2 часа 30 минут, развивая
максимальную скорость до 400 километров в час. Прогнозируемый объем перевозок
составит более 14 миллионов человек в год. Тендер на ее строительство
планируется объявить в 2011 году.