Порт отчаливает из Петербурга

Высокопоставленные выходцы из Петербурга начали на федеральном уровне дискуссию о выводе порта из центра города. Накал страстей непонятен -- эту идею все и так поддерживают.

ФГУП «Росморпорт» начинает разработку стратегии развития российских портов до 2030 года. В ней будет положение о полном выводе из центра Петербурга портовых мощностей.
Всех под одну гребенку
Когда эта стратегия будет утверждена премьер-министром РФ Владимиром Путиным (а случиться это может до конца 2011 года), петербургский порт может потерять федеральные инвестиции в развитие и модернизацию. Несколько миллиардов рублей в год будет направляться не в нынешний порт, а в перспективные районы в Бронке, Ломоносове и пр. Власти будут стимулировать нынешних операторов порта переезжать на городские окраины или в Усть-Лугу.
Главным рупором идеи полного выноса порта сейчас выступает хорошо известный в Петербурге гендиректор «Росморпорта» Игорь Русу. Он возглавлял ОАО «Морской порт СПб» и ОАО «Компания Усть-Луга», хорошо знаком со всей подноготной петербургского портового бизнеса.
Давно пора
Идея выноса порта из города обсуждается уже много лет. Однако пока в основном предлагалось выводить лишь так называемые грязные грузы. А контейнеры, которые считаются экологически чистыми, оставить в городе. Но такой подход полностью дискредитирует всю идею, ведь и для жилья, и для новых бизнес-центров одинаково плохо соседство как с металлоломом, так и с контейнерами.
«С точки зрения экологии высокотехнологичная перевалка нефтепродуктов менее вредна, чем контейнерные терминалы, -- считает Игорь Русу. -- Они обслуживаются тысячами грузовиков, и их выхлопные газы отравляют воздух».
Золотое дно
Сейчас почти вся территория порта (300 га) принадлежит городу и арендуется операторами порта на 49 лет. По подсчетам «Росморпорта», только за счет услуг по перегрузке порт приносит арендаторам около $900 млн в год. Еще примерно столько же зарабатывают смежные отрасли. В «Росморпорте» подчеркивают, что вывод порта не лишит бюджет доходов от транспортников -- на новом месте они смогут зарабатывать как минимум столько же.
Своими главными оппонентами при обсуждении этих планов Игорь Русу называет операторов, которые хотели бы сохранить стабильное положение дел, и городские власти, которые, по мнению федеральных чиновников, не готовы терять статус Петербурга как морской столицы России.
Тем не менее Николай Асаул, глава комитета по транспортно-транзитной политике СПб, уверен, что, если весь порт переедет в район Бронки, бюджет не потеряет доходов.
«Это тоже город, тоже наши рабочие места и налоги», -- говорит он. Но если такой процесс начинать, нужно быть готовым к тому, что он растянется на 10-20 лет.
«За последнее десятилетие мы вывели из центра лишь несколько небольших предприятий, и считать, что зачистить 300 га будет так просто, как надеется Игорь Русу, не приходится», -- сетует Николай Асаул.
Вопрос шире
Места на юге Петербурга хватит далеко не всем. Самые интересные участки в Бронке и Ломоносове уже заняты инвесторами, аффилированными с выходцами из силовых структур. И хотя их проекты из-за проблем с согласованиями уже имеют неофициальный статус долгостроев, вряд ли их удастся легко подвинуть.
К тому же юг города сильно ограничен -- всего в паре километров от берега начинается территория Ленинградской области. Как говорит Игорь Русу, антагонистические позиции областных и городских властей сильно мешают развитию транспортного узла в районе Бронки. Если операторы порта будут покидать территорию Петербурга, городские чиновники станут сопротивляться инициативе федерального центра.
Всегда готов!
Крупнейшие операторы порта уже cделали выбор в пользу области. Группа ОАО «Морской порт СПб» и Национальная контейнерная компания (НКК), владелец крупнейшего стивидора Петербурга -- Первого контейнерного терминала, завершают строительство своих терминалов в Усть-Луге.
«Если это будут не какие-то лоббистские интриги, а серьезный процесс, запущенный федеральными властями, то уход из центра совершенно оправдан», -- говорит Евгений Южилин, вице-президент НКК.
Получается, все основные силы, заинтересованные в вопросе вывода порта, поддерживают эту идею. Главная интрига в том, чье лобби окажется сильнее при распределении новых земель и субсидий на переезд.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты