За 5 лет в Петербурге не был реализован ни один проект формате государственно-частного партнерства. Чиновникам выгоднее работать через госзаказ, когда бюджетные средства осваивают "правильные" компании.
С 2005 года в Петербурге было заявлено пять проектов в
формате государственно–частного партнерства: Юго–Западная ТЭЦ, Западный
скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель, "Надземный экспресс" и Пулково. Ни
в одном из них до реального партнерства власти и бизнеса так и не дошло.
Начало строительства нового терминала аэропорта Пулково снова
перенесено. Первую сваю планировали забить сначала в июне 2010 года, потом в
сентябре, а потом — в октябре. Теперь, как сообщил представитель компании
"Воздушные ворота Северной столицы" Андрей Федоров, церемония перенесена на
ноябрь. В проекте стоимостью 50 млрд рублей не выбран даже генподрядчик.
Западный скоростной диаметр (ЗСД), Орловский тоннель и
"Надземный экспресс" были заявлены раньше, но с точки зрения привлечения
инвесторов находятся в еще более плачевном состоянии. На ЗСД, проект которого
был презентован еще в 2006 году, по сей день строительство трассы ведется за
счет бюджетов, из которых потрачено уже почти 100 млрд рублей.
Читайте также:
Смольный обеспечит акции "ЗСД" на 4,5 млрд
В Орловском тоннеле, проект которого родился в 2007 году,
концессионное соглашение с компанией Vinci было заключено лишь в 2010 году, и
начать строительство власти надеются в 2011 году. "Надземный экспресс",
заявленный в 2007 году, еще не дошел и до стадии инвестиционного конкурса.
Уважительные причины такой медлительности у каждого проекта
находятся свои. Это и объективные (кризис), и частные (занятость
премьер–министра Владимира Путина). Но все они сводятся к одному — проекты
ГЧП так и не работают.
"Проблема в том, что нет законодательной базы,
поддерживающей инвестора в деталях, — уверен советник губернатора Петербурга Сергей Бодрунов. — В
Европе и бизнесмен, и чиновник находятся в рамках четкого правового поля. У нас
же наоборот — законодательство приходится приводить в соответствие проектам по
мере их продвижения. Иначе вопросы приходится решать неправовыми способами".
По мнению
Кирилла Иванова, главы
ассоциации "Дормост",
виновата закостенелость системы госконтроля таких проектов: "На двоих работников
приходится три контролера. И городским чиновникам, которые бы и рады выстраивать
рыночные отношения с бизнесом, постоянно мешают другие чиновники".
Единственный проект ГЧП, получивший логическое
завершение, — Юго–Западная ТЭЦ, строительство которой было затеяно группой
"Синтез" в 2005 году: в апреле 2009 года инвестор отказался от партнерства с
городскими властями и передал все 100% акций ТЭЦ в дар городу. Теперь этот
объект достраивается по городскому заказу. Эксперты, да и сами инвесторы, не
исключают, что та же судьба ждет и другие проекты, задуманные как ГЧП. Ведь
инвестора, который вкладывает свои деньги в расчете на прибыль, трудно убедить в
необходимости привлечь на подрядные работы правильную, с точки зрения чиновника,
фирму.