Поправки в закон Петербурга о порядке предоставления объектов недвижимости усиливают контроль чиновников за воплощением инвестиционных проектов, для которых администрация города выделила землю или строения.
Законопроект "О внесении дополнений и изменений в закон "О
порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности
Санкт-Петербурга для строительства и реконструкции" был принят 13 октября в
Законодательном собрании Петербурга. Поправки усиливают контроль администрации
города над реализацией инвестиционных проектов, под которые администрация
выделила землю или строения, а также усиливают контроль над охраной и
использованием приватизированных памятников.
"Изменения касаются прежде всего условий покупки участков и
объектов. Сейчас Петербург просто продает участки и объекты и теряет над ними
контроль, лишая себя возможности предъявлять претензии инвестору в случае
нереализации инвестиционного проекта, — считает Юрий Халимовский, старший юрист
практики по недвижимости и инвестициям юридической компании ООО "Качкин и Партнеры"
(K&P).
"Поправки позволяют городу включать в текст договора
купли-продажи обязательные для исполнения инвестором инвестиционные условия.
Например, в качестве таковых может быть обязательство построить детский сад на
данном земельном участке или провести ремонт фасада здания", — сообщил он.
Перечень инвестиционных условий в данном законопроекте также
скорректирован. К условию о соблюдении срока инвестирования добавилось указание
на необходимость соблюдать также ограничения, установленные в отношении участка
земельным законодательством. Возможно, чиновники начнут активно использовать ст.
56 Земельного кодекса РФ, регулирующую ограничение прав собственников земли.
Например, власти начнут создавать условия начала и
завершения застройки или освоения земельного участка по согласованному в
установленном порядке проекту при предоставлении прав на земельный участок,
находящийся в государственной или муниципальной собственности. Ограничения
подлежат государственной регистрации, сохраняются при переходе прав на земельный
участок и могут действовать бессрочно.
Кроме того, поправки подводят правовую базу под практику
предоставления в собственность памятников истории и культуры, позволяя городу в
безусловном и бесспорном порядке предусматривать ограничения, связанные с
запретом сноса и целями реконструкции памятника.
"Очевидно, власти будут включать в договор и санкции за
невыполнение инвестиционных условий и ограничений, — предполагает Юрий
Халимовский. — Это могут быть штрафы. Кроме того, возможно, власти будут
применять положения ст. 284 Гражданского кодекса РФ, которая позволяет через суд
изымать земельный участок, предназначенный для жилищного и иного строительства,
но не используемый в течение трех и более лет".
"Эта норма действует с 1 марта 1995 года независимо от
петербургского законодательства и условий инвестиционного договора. Другое дело,
что до сих пор чиновники довольно редко устанавливали подобные ограничения при
продаже участков и объектов инвесторам".