Сколько жители Петербурга переплатили за телеканал Смольного

Автор фото: Итар-Тасс
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко

Смольный выделил на первые 2,5 месяца жизни своего телеканала "Санкт–Петербург" 60 млн рублей из городского бюджета. "Деловой Петербург" решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих властей.

В прошлые выходные Смольный запустил в эфир свой новый городской кабельный телеканал — "Санкт–Петербург", который создало ОАО "Городское агентство по телевидению и радиовещанию" (ГАТР). До конца года чиновники выделили на него из городского бюджета 60 млн рублей. Не сомневаясь в щедрости чиновников (при необходимости оказать дополнительную помощь телепроекту, вероятно, не откажется ни одна из структур Смольного), "Деловой Петербург" решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих властей.
Итак, с 1 сентября по 31 декабря 2010 года создатели телеканала "Санкт–Петербург" должны осваивать по 15 млн рублей в месяц. При этом основных затратных статей у телеканала две: аренда (покупка) студий, транспорта, оборудования и канала вещания, а также создание информационного контента.
После того как "Пятый канал", влившийся в Национальную медиагруппу, стал закупать большую часть контента контент в Мокве, в Петербурге остались семь съемочных студий, гору оборудования и десятки сотрудников. Все это добро, как объявил уже глава ГАТР Юрий Зинчук, и станет "технической основой" нового канала. Оборудование и студии будут арендоваться у "Пятерки", а переведенные на новую работу люди составят костяк коллектива, общая численность коего достигнет 100 человек.
Как сообщили в финансовой дирекции Пятого канала, у компании есть семь съемочных студий с максимальной ценой аренды 60–120 тыс. рублей за смену. При долгосрочном сотрудничестве предусмотрены скидки 5–15%. Таким образом, при ежедневном использовании хотя бы одной из студий "Пятерки" "Санкт–Петербург" должен будет платить 1,5–3 млн рублей в месяц за аренду. Примерно во столько же выйдет и аренда аппаратуры для пяти съемочных бригад.
По оценке Алексея Лушникова, создателя телеканала "ВОТ!", для городского бюджета выгоднее было бы приобрести новое оборудование, нежели арендовать подержанное у "Пятерки". Покупка студийного комплекса, достаточного для канала городского значения, обошлась бы городу примерно в 9–15 млн рублей единовременно. Оснащение пяти съемочных бригад — еще в 1–1,5 млн рублей.
"Уровень оборудования для кабельного вещания проще, чем для эфирного. Не нужно покупать камеры по $100 тыс., хватит и по $5 тыс. Все равно кабель сожмет картинку до телеформата", — говорит Алексей Лушников. По его мнению, такие вложения окупились бы в течение 2–3 месяцев.
Правда, экс–глава "СТС–Петербург" Максим Поляков с коллегой не согласен: по его словам, качество изображения зависит не только от канала вещания, так что аренда студий и оборудования "Пятерки" вполне оправдана.
Что касается аренды цифрового канала в кабельной сети, то она, по словам Алексея Лушникова, стоит около 1,5 млн рублей в месяц. Но это рыночная цена, а городские власти могли договориться с ТКТ и о бесплатном предоставлении канала. "Некоторым каналам кабельные сети, наоборот, приплачивают, чтобы их транслировать. Например, каналу Discovery", — говорит Алексей Лушников.
Итак, арендные расходы у нового телеканала могут составить 4,5–7,5 млн рублей в месяц — в зависимости от договоренностей ГАТР с Пятым каналом и ТКТ. Таким образом, на заполнение эфира остается от 7,5 млн до 10,5 млн рублей в месяц, то есть 30–42 млн рублей до конца года. При этом нужно учесть, что канал начал вещание 10 октября 2010 г., соответственно, и основные расходы на контент начались лишь в октябре.
Таким образом, 30–42 млн рублей в месяц, остающихся на контент, будут потрачены не за 4, а за 3 неполных месяца. А значит, в месяц творческий бюджет канала составляет не 7–10 млн, а 10–14 млн рублей. Телепрограммы нового канала в открытом доступе пока нет, а Юрий Зинчук не нашел времени рассказать о ней, пообещав лишь, что через неделю будет презентация канала. Поэтому пока сложно сказать, как будут наполнять эфир сотрудники "Санкт–Петербурга".
Телеканал "Санкт–Петербург" выходит с 6:00 до 0:00 с получасовыми вставками новостных передач "ТКТ–ТВ". Как сообщили в ТКТ, их собственные передачи, которые заполняют около 6 часов в сутки (3 часа уникального контента), останутся неизменными. Таким образом, для вещания "Санкт–Петербурга" остается 12 часов в сутки. Чтобы заполнить эти часы, региональному телеканалу хорошего уровня достаточно будет создавать 4–5 часов уникального контента в день, считает Максим Поляков.
При этом, по его словам, главный ценообразующий фактор контента — его уникальность. "Забить эфирное время бывшими в употреблении передачами, фильмами и сериалами — это стоит копейки: до 100 тыс. рублей в год, — говорит он. — Тогда как, к примеру, 18 уникальных новостных выпусков в день (а это где–то 4 часа эфирного времени) обойдутся в сотни раз дороже". Впрочем, уверен он, 10–14 млн рублей в месяц для такой работы — это очень неплохие деньги.
"Для городского телеканала я бы обошелся 4,5 млн рублей в месяц. Все, что выше, имеет право на существование, если стоит более масштабная творческая задача. Например, потягаться с РТР. Ну, или, например, более конкретная задача — потратить деньги", — говорит Алексей Лушников.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.