Рынок прокачают новыми заправками

Сети автозаправок продолжают расширяться в Петербурге, несмотря на то что рынок достиг стадии насыщения. В ближайшие 2 года планируется появление 50 новых АЗС.

Эксперты отмечают, что топливный рынок Северной столицы признан одним из самых конкурентоспособных в России. «Насыщенность очень высока. Мы давно уже опередили Европу по соотношению количества АЗС к количеству транспорта. А Петербург перегнал по этому показателю и Москву», -- подтверждает первый заместитель генерального директора ЗАО «ПТК» Леонид Чурилов.
Планы экспансии
Тем не менее, по данным Нефтяного клуба СПб, в ближайшие 2-3 года компаниям «Газпром-нефть», «ТНК-ВР», «Роснефть» предстоит освоить около 50 участков, полученных ранее через торги Фонда имущества Петербурга. К слову, в 2009-2010 годах компаниями «Лукойл», «Газпром-нефть», «ТНК-ВР», «Роснефть» на новых участках было введено в эксплуатацию не более 15 АЗС.
Руководство «ТНК-ВР Северная столица» ранее заявляло, что до 2014 года компания вложит 3 млрд рублей в развитие сети розничной торговли в Петербурге и Ленобласти. Оператор откроет в регионе 40 станций под брендом «ТНК» и 30 под брендом «BP». В планах -- занять 7% петербургского топливного рынка. Сегодня доля составляет 5%.
Компания «Роснефть» до 2030 года также планирует расширить свою сеть на Северо-Западе еще на 100 АЗС, в том числе путем поглощения действующих игроков. Сейчас на территории Петербурга и области компании принадлежат 17 АЗС. Впрочем, до конца 2010 года «Роснефть» рассчитывает открыть в Петербурге всего три станции, а в 2011 году -- еще две. «Открытие «Роснефтью» и ТНК новых станций не связано с окончанием кризиса. У данных компаний в Петербурге нет разветвленной сети, а каждая крупная компания стремится иметь свою АЗС в каждом районе, на магистралях и ключевых улицах, тем самым покрывая своей сетью весь город», -- говорит Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба СПб. По его словам, сегодня на любой автозаправочной станции очередь составляет одну-две машины, что свидетельствует о насыщении Петербурга заправками, а резерв роста может быть в новых районах и на вновь строящихся магистралях.
Удерживая доли
Лидеры рынка не готовы терять свои позиции. Так, «ЛУКОЙЛ-СЗНП» в этом году ввел в эксплуатацию две АЗС в Петербурге. Кстати, одна из них -- первая автозаправочная станция на кольцевой автодороге. В конце года планируется открытие еще одной АЗС. В 2011 году компания намерена ввести в строй еще пять АЗС.
В ПТК говорят, что планы компании на 2011 год еще формируются. «В новых районах, где еще АЗС редко увидишь, безусловно, нужно строить, но по всему остальному городу АЗС присутствуют в избытке, -- говорит о перспективных участках Леонид Чурилов. -- Если брать конкретные места, то, наверное, это Западный скоростной диаметр (заезд, съезд), рядом с новыми трассами, транспортными развязками».
Мест все меньше
По словам коммерческого директора «Несте Санкт-Петербург» Римаса Стейконаса, в городе все меньше остается интересных участков под строительство АЗС». «Но мы верим в будущее и продолжаем инвестировать в строительство новых станций. Рынок -- живое существо, и он сам определит, сколько автозаправок ему нужно», -- убежден он.
Проблемы строительства новых АЗС в черте города нет, существует сложность в их согласовании, сетуют операторы топливного рынка. Так, согласование проекта по строительству АЗС занимает 1,5-2 года, хотя само возведение объекта -- всего около 2 месяцев.
Отметим, что последний раз Фонд имущества Петербурга проводил торги на право аренды участков под АЗС в мае 2009 года. Тогда ЗАО «Газпром-нефть Северо-Запад» приобрело за 193,920 млн рублей право аренды 12 земельных участков под строительство АЗС. В 2010 году торги участками не проводились и, как сообщили в Фонде имущества, в ближайшее время не запланированы.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты