Слово "дешевле" – самый большой обман в мире

В последние годы, а скорее даже десятилетия, в потреблении все четче и четче прослеживался один очень сильный тренд. Он не слишком затронул Россию скорее не потому, что мы его не воспринимаем, а потому что не с чем сравнивать. Тренд очень просто описать. "ДЕШЕВЛЕ!". Покупатели как никогда ранее хотели не просто покупать больше…

С начала 1970-х, с ростом популярности кредитных программ и ростом же могущества American Express, Visa и Mastercard, покупки в огромных количествах стали доступны не только для элиты, но и для среднего и даже нижних классов потребителей. Но кредитное бремя, высокие социальные расходы, дорогой бензин и т.п. приводили ко все большей избирательности и рационализации покупок в дальнейшем. Кризисы, удорожание бензина, ухудшение экономической ситуации - все это сказалось на потребительской активности. Не здесь и не сейчас, а там и тогда. Не сразу, постепенно, но люди, уже привыкшие делать обильный шопинг, не хотели отказываться от этой привычки, а производители и торговцы нашли выход. Они стали предлагать почти то же самое, но чуть дешевле.
Это достаточно несложный путь от итальянской мебельной мануфактуры или кожевенной мастерской к IKEA и Zara. Шаг за шагом, год за годом, покупка за покупкой - мы привыкли к дешевым вещам. А чтобы провоцировать спрос на них, коллекции и новинки стали появляться все чаще и чаще. С совершенствованием технологий речь пошла и об "ограниченных тиражах", и "специальных коллекциях" даже самой дешевой продукции, качество которой рассчитывается таким образом, чтобы "после третьей стирки вещь пришла в негодность, но покупателю не было бы ее жалко".
Вот так мы и живем (по высказыванию одной моей коллеги из UK) - "между моллом и помойкой". И что самое странное - считаем это нормой и нам это нравится. Мы получаем свободу в выборе. Поносил и выкинул.
Надоело - и сменил меблировку, появилось новое - выкинул старое. Но проблема в том, что нам подменили радость обладания радостью покупки. И мы с удовольствием на это купились, особенно в бывшем СССР, где обладание чем-то антикварным считалось нормой, а шопинг - идеологическим извращением (в силу отсутствия возможности, правда).
В результате потребители перестали ценить качественные вещи. Более того, само весьма абстрактное понятие "качество" девальвировалось настолько, что большинство просто не способно его оценить. А как оценить то, что, например, свитер, купленный 5 лет назад, до сих пор актуален, с ним ничего не произошло (не растянулся, не сел, не выцвел, не выгорел, не скатался), и, что самое главное, до сих пор носится с удовольствием? Нет - это не аргумент. А вот цена, в 7-10 раз превышающая стоимость похожей вещи, - это факт, вызывающий если не осуждение, то удивление.
Не только россияне купились на это. Это самый большой обман, на который купился весь мир. Сначала деньги и хорошие вещи. Потом денег стало меньше, но так как качество стало незаметно хуже, то общий объем товарооборота сохранился. Больше за те же деньги! Скидки! Распродажи! И теперь мы не можем оценить по-настоящему хорошую вещь. Она нам непонятна. Нам непонятна качественная услуга.
Что в итоге? Представляете, я не хочу покупать диван в коробке, тащить его через весь магазин на тележке, потом через весь город на себе, поднимать его в квартиру и собирать половину дня - пусть даже идеально пригнанный и со всеми присутствующими деталями.
Мне больше по душе ткнуть в него пальцем в магазине и сесть на него вечером дома. Возможно, через пару лет автора такого высказывания отправят в дурку, ей богу! Это же нерационально, неэкологично и неполиткорректно! DIY рулит. Это модно. И от этого тошнит даже несмотря на то, что справа от меня стоит огромный "Экспедит", собранный самостоятельно пару лет назад.