В последние годы, а скорее даже десятилетия, в потреблении все четче и четче прослеживался один очень сильный тренд. Он не слишком затронул Россию скорее не потому, что мы его не воспринимаем, а потому что не с чем сравнивать. Тренд очень просто описать. "ДЕШЕВЛЕ!". Покупатели как никогда ранее хотели не просто покупать больше…
С начала 1970-х, с ростом популярности кредитных программ и
ростом же могущества American Express, Visa и Mastercard, покупки в огромных
количествах стали доступны не только для элиты, но и для среднего и даже нижних
классов потребителей. Но кредитное бремя, высокие социальные расходы, дорогой
бензин и т.п. приводили ко все большей избирательности и рационализации покупок
в дальнейшем. Кризисы, удорожание бензина, ухудшение экономической ситуации -
все это сказалось на потребительской активности. Не здесь и не сейчас, а там и
тогда. Не сразу, постепенно, но люди, уже привыкшие делать обильный шопинг, не
хотели отказываться от этой привычки, а производители и торговцы нашли выход.
Они стали предлагать почти то же самое, но чуть дешевле.
Это достаточно несложный путь от итальянской мебельной
мануфактуры или кожевенной мастерской к IKEA и Zara. Шаг за шагом, год за годом,
покупка за покупкой - мы привыкли к дешевым вещам. А чтобы провоцировать спрос
на них, коллекции и новинки стали появляться все чаще и чаще. С
совершенствованием технологий речь пошла и об "ограниченных тиражах", и
"специальных коллекциях" даже самой дешевой продукции, качество которой
рассчитывается таким образом, чтобы "после третьей стирки вещь пришла в
негодность, но покупателю не было бы ее жалко".
Вот так мы и живем (по высказыванию одной моей коллеги из
UK) - "между моллом и помойкой". И что самое странное - считаем это нормой и нам
это нравится. Мы получаем свободу в выборе. Поносил и выкинул.
Надоело - и сменил меблировку, появилось новое - выкинул
старое. Но проблема в том, что нам подменили радость обладания радостью покупки.
И мы с удовольствием на это купились, особенно в бывшем СССР, где обладание
чем-то антикварным считалось нормой, а шопинг - идеологическим извращением (в
силу отсутствия возможности, правда).
Читайте также:
Новый тренд Рунета: сайты с коллективными скидками
В результате потребители перестали ценить качественные вещи.
Более того, само весьма абстрактное понятие "качество" девальвировалось
настолько, что большинство просто не способно его оценить. А как оценить то,
что, например, свитер, купленный 5 лет назад, до сих пор актуален, с ним ничего
не произошло (не растянулся, не сел, не выцвел, не выгорел, не скатался), и, что
самое главное, до сих пор носится с удовольствием? Нет - это не аргумент. А вот
цена, в 7-10 раз превышающая стоимость похожей вещи, - это факт, вызывающий если
не осуждение, то удивление.
Не только россияне купились на это. Это самый большой обман,
на который купился весь мир. Сначала деньги и хорошие вещи. Потом денег стало
меньше, но так как качество стало незаметно хуже, то общий объем товарооборота
сохранился. Больше за те же деньги! Скидки! Распродажи! И теперь мы не можем
оценить по-настоящему хорошую вещь. Она нам непонятна. Нам непонятна
качественная услуга.
Что в итоге? Представляете, я не хочу покупать диван в
коробке, тащить его через весь магазин на тележке, потом через весь город на
себе, поднимать его в квартиру и собирать половину дня - пусть даже идеально
пригнанный и со всеми присутствующими деталями.
Мне больше по душе ткнуть в него пальцем в магазине и сесть на него вечером дома. Возможно, через пару лет автора такого высказывания отправят в дурку, ей богу! Это же нерационально, неэкологично и неполиткорректно! DIY рулит. Это модно. И от этого тошнит даже несмотря на то, что справа от меня стоит огромный "Экспедит", собранный самостоятельно пару лет назад.
Мне больше по душе ткнуть в него пальцем в магазине и сесть на него вечером дома. Возможно, через пару лет автора такого высказывания отправят в дурку, ей богу! Это же нерационально, неэкологично и неполиткорректно! DIY рулит. Это модно. И от этого тошнит даже несмотря на то, что справа от меня стоит огромный "Экспедит", собранный самостоятельно пару лет назад.