Управляющий партнер инвестиционной компании "Сонетика": "Такой бизнес вызывает зависть у других"

Автор фото: ДП

Дмитрий Филатов, управляющий партнер инвестиционной компании "Сонетика", рассказал "ДП" о людях и сервисах, которых не хватает в социальном Интернете.

Компания "Сонетика" вышла на рынок приложений для социальных сетей в начале 2010 года, в ее управлении участвуют два партнера. До запуска приложений Дмитрий Филатов занимался продажей маркетинговых исследований через Интернет. В активе компании четыре приложения, они работают на площадке сети "ВКонтакте". Самый успешный проект — сервис "Лицемер", занимает первое место в рейтинге приложений "ВКонтакте".
"ДП": Два года назад, когда инвесторы только выходили на этот рынок, они рассчитывали на рентабельность выше 1000 %. Сейчас ситуация изменилась?
Дмитрий Филатов: Наверное, если ты вложил в приложение три копейки, может и можно получить 1000 %. Но в денежном выражении я не думаю, что это были миллионы. Пока единицам удавалось зарабатывать серьезные деньги, это "Счастливый фермер", "Коктейль другу" . Основная масса получает разумную рентабельность – несколько десятков процентов годовых, что для проектов с таким риском нормально, но не сверхестественно.
"ДП": В отличие от большинства фондов, вы не вкладываете в игры, только в социальные сервисы. С чем связан выбор такой стратегии?
Дмитрий Филатов: У нас есть один игровой проект, который мы потихоньку делаем. Наверное, осенью выпустим. Мы делаем его, чтобы держать руку на пульсе игровой индустрии, не пропустить какой-то тренд. Но серьезно мы концентрируемся на сервисах.
Мы удовлетворяем обычные человеческие потребности, идем от реальной жизни. Мы пытаемся сделать удобнее за счет Интернет-сервисов то, что нужно людям в обычной жизни. Например, в приложении "Лицемер" (купили приложение у Олега Козырева) отражается некое жизненное желание узнать, что о тебе думают другие люди, когда они тебя видят на фото, как они тебя оценивают. Плюс в "Лицемере" легко знакомиться. Поставил ты кому-то пятерочку, потом этот человек посмотрел, ты вроде тоже ничего. Появляется взаимная симпатия.
Мы понимаем, что у людей есть потребность что-то рассказать о других людях, посплетничать, или наоборот, поделиться чем-то ценным. Например, человек обманул тебя, а ты хочешь, чтобы об этом знали другие, чтобы они не попались, долги например он не возвращает, или жене изменяет. Сейчас мы запускаем такой сервис.
"ДП": Вы занимаетесь бизнесом в социальных сетях, то есть получаете деньги из воздуха. Как на это реагируют более взрослые партнеры по бизнесу?

Дмитрий Филатов: В деловой среде это воспринимается более чем на ура, потому что все понимают, что это такой супер-тренд и у нас есть масса потенциальных инвесторов, которые говорят, позовите нас, мы тоже хотим вложить деньги. Они готовы вкладывать от десятков до сотен тысяч долларов. Я думаю, что если этот рынок будет развиваться, то там появятся миллионы. Поэтому как-то некомфортно я себя точно не ощущаю. Такой бизнес вызывает зависть других людей. Мы им занимаемся, многие тоже хотят, но не знают как.

"ДП": Что заставило вас открыть "ВКурсе" - певрое СМИ в социальной сети?
Дмитрий Филатов: Мы в начале года начали интересоваться тем, что происходит "ВКонтакте". На тот момент бытовало мнение, оно и до сих пор осталось, что "ВКонтакте" – это Интернет внутри Интернета, и мы подумали, что Интернету внутри Интернета нужно свое СМИ. Сейчас у нас 750 тыс. установок и около 60 тыс. посетителей в день.
"ДП": Чего вам не хватает в Интернете?
Дмитрий Филатов: У нас есть банк идей, которые нам бы хотелось реализовать. Есть идеи венчурные, мы понимаем, что это может пойти, но не уверены на 100%. Здесь никогда нельзя быть уверенным. Таких сервисов много, они связаны со здоровьем, с покупками, с человеческими отношениями. Когда мы компанию только задумывали и обсуждали приоритетные направления, то пришли к выводу, что в Интернете мало сервисов. Были бы руки. Деньги вроде есть, идеи тоже. Но идея сама по себе ничего не стоит, если у тебя нет команды, которая способна ее реализовать….
Меня иногда спрашивают, какую долю я готов дать человеку, который придет с идеей. Может какой-то процент от прибыли и то только если он начнет руководить проектом сам. Кому она нужна, эта идея, если ты не готов потратить время на ее реализацию? Смотри успешные западные сайты и вот тебе идеи. Не хватает рук, не только программистов, но и руководителей, грамотно управляющих компанией.

"ДП": Какое будущее у социальных сетей? Сколько вы еще хотите там работать?
Дмитрий Филатов: Социальные сети никуда не пропадут, они буду развиваться. Потому что это действительно удобно, позволяет лучше взаимодействовать в сети. Интернет становится все больше и больше, а социальные сети – это способ фильтрации информации, которая касается тебя. Пока невозможно придумать что-то, что заменит их полностью. Это долгосрочный тренд.
Другой вопрос, что сейчас возникли новые формы взаимодействия с этими сетями. Год назад практически не было альтернативы созданию приложения, а сейчас можно сделать отдельный сайт и все социальные функции реализовать уже там. То есть механизмы вирусного распространения, доступные раньше только внутри социальной сети, теперь выходят наружу. Социальность проникает в Интернет и это здорово.