Дмитрий Филатов, управляющий партнер инвестиционной компании "Сонетика", рассказал "ДП" о людях и сервисах, которых не хватает в социальном Интернете.
Компания "Сонетика" вышла на рынок приложений
для социальных сетей в начале 2010 года, в ее управлении
участвуют два партнера. До запуска приложений Дмитрий Филатов занимался
продажей маркетинговых исследований через Интернет. В активе компании
четыре приложения, они работают на площадке сети "ВКонтакте". Самый
успешный проект — сервис "Лицемер", занимает первое место в рейтинге
приложений "ВКонтакте".
"ДП": Два года назад, когда инвесторы только выходили на
этот рынок, они рассчитывали на рентабельность выше 1000 %. Сейчас ситуация
изменилась?
Дмитрий Филатов: Наверное, если ты вложил в приложение три
копейки, может и можно получить 1000 %. Но в денежном выражении я не думаю, что
это были миллионы. Пока единицам удавалось зарабатывать серьезные деньги, это
"Счастливый фермер", "Коктейль другу" . Основная масса получает разумную
рентабельность – несколько десятков процентов годовых, что для проектов с таким
риском нормально, но не сверхестественно.
"ДП": В отличие от большинства фондов, вы не вкладываете в
игры, только в социальные сервисы. С чем связан выбор такой стратегии?
Читайте также:
"Счастливым фермером" может стать каждый
Дмитрий Филатов: У нас есть один игровой проект, который мы
потихоньку делаем. Наверное, осенью выпустим. Мы делаем его, чтобы держать руку
на пульсе игровой индустрии, не пропустить какой-то тренд. Но серьезно мы
концентрируемся на сервисах.
Мы удовлетворяем обычные человеческие потребности, идем от реальной жизни. Мы
пытаемся сделать удобнее за счет Интернет-сервисов то, что нужно людям в обычной
жизни. Например, в приложении "Лицемер" (купили приложение у Олега Козырева)
отражается некое жизненное желание узнать, что о тебе думают другие люди, когда
они тебя видят на фото, как они тебя оценивают. Плюс в "Лицемере" легко
знакомиться. Поставил ты кому-то пятерочку, потом этот человек посмотрел, ты
вроде тоже ничего. Появляется взаимная симпатия.
Мы понимаем, что у людей есть потребность что-то рассказать о других людях,
посплетничать, или наоборот, поделиться чем-то ценным. Например, человек
обманул тебя, а ты хочешь, чтобы об этом знали другие, чтобы они не попались,
долги например он не возвращает, или жене изменяет. Сейчас мы запускаем такой
сервис.
"ДП": Вы занимаетесь бизнесом в социальных сетях, то есть
получаете деньги из воздуха. Как на это реагируют более взрослые партнеры по
бизнесу?
Дмитрий Филатов: В деловой среде это воспринимается более чем на ура, потому что все понимают, что это такой супер-тренд и у нас есть масса потенциальных инвесторов, которые говорят, позовите нас, мы тоже хотим вложить деньги. Они готовы вкладывать от десятков до сотен тысяч долларов. Я думаю, что если этот рынок будет развиваться, то там появятся миллионы. Поэтому как-то некомфортно я себя точно не ощущаю. Такой бизнес вызывает зависть других людей. Мы им занимаемся, многие тоже хотят, но не знают как.
Дмитрий Филатов: В деловой среде это воспринимается более чем на ура, потому что все понимают, что это такой супер-тренд и у нас есть масса потенциальных инвесторов, которые говорят, позовите нас, мы тоже хотим вложить деньги. Они готовы вкладывать от десятков до сотен тысяч долларов. Я думаю, что если этот рынок будет развиваться, то там появятся миллионы. Поэтому как-то некомфортно я себя точно не ощущаю. Такой бизнес вызывает зависть других людей. Мы им занимаемся, многие тоже хотят, но не знают как.
"ДП": Что заставило вас открыть "ВКурсе" - певрое СМИ в социальной сети?
Дмитрий Филатов: Мы в начале года начали интересоваться тем,
что происходит "ВКонтакте". На тот момент бытовало мнение, оно и до сих пор
осталось, что "ВКонтакте" – это Интернет внутри Интернета, и мы подумали, что
Интернету внутри Интернета нужно свое СМИ. Сейчас у нас 750 тыс. установок и
около 60 тыс. посетителей в день.
"ДП": Чего вам не хватает в Интернете?
Дмитрий Филатов: У нас есть банк идей, которые нам бы
хотелось реализовать. Есть идеи венчурные, мы понимаем, что это может пойти, но
не уверены на 100%. Здесь никогда нельзя быть уверенным. Таких сервисов много,
они связаны со здоровьем, с покупками, с человеческими отношениями. Когда мы
компанию только задумывали и обсуждали приоритетные направления, то пришли к
выводу, что в Интернете мало сервисов. Были бы руки. Деньги вроде есть, идеи
тоже. Но идея сама по себе ничего не стоит, если у тебя нет команды, которая
способна ее реализовать….
Меня иногда спрашивают, какую долю я готов дать человеку, который придет с
идеей. Может какой-то процент от прибыли и то только если он начнет руководить
проектом сам. Кому она нужна, эта идея, если ты не готов потратить время на ее
реализацию? Смотри успешные западные сайты и вот тебе идеи. Не хватает рук, не
только программистов, но и руководителей, грамотно управляющих компанией.
"ДП": Какое будущее у социальных сетей? Сколько вы еще хотите там работать?
Дмитрий Филатов: Социальные сети никуда не пропадут, они
буду развиваться. Потому что это действительно удобно, позволяет лучше
взаимодействовать в сети. Интернет становится все больше и больше, а социальные
сети – это способ фильтрации информации, которая касается тебя. Пока невозможно
придумать что-то, что заменит их полностью. Это долгосрочный тренд.
Другой вопрос, что сейчас возникли новые формы взаимодействия с этими сетями.
Год назад практически не было альтернативы созданию приложения, а сейчас можно
сделать отдельный сайт и все социальные функции реализовать уже там. То есть
механизмы вирусного распространения, доступные раньше только внутри социальной
сети, теперь выходят наружу. Социальность проникает в Интернет и это здорово.