Очень часто требование работодателя к соискателям знать английский язык продиктовано не необходимостью, а желанием создать себе имидж солидной компании или на всякий случай.
По данным hh.ru, сегодня только в 17% вакансий, размещенных
петербургскими работодателями, требуются работники со знанием английского языка.
Из них лишь в 18% владение языком является обязательным условием приема на
работу, еще примерно в 23% вакансий знание языка описывается как "желательное",
а в 60% английский либо будет считаться преимуществом, либо потребуется,
например, на уровне, достаточном для чтения технической документации. По мнению
президента рекрутингового портала Superjob.ru Алексея Захарова, примерно в
50–60% вакансий заявленные лингвистические требования лишние.
"Да, знание английского языка необходимо сотрудникам
иностранных компаний и тех российских, которые непосредственно общаются с
зарубежными партнерами. Как правило, это топ–менеджмент, — говорит он. — Часто
английский нужен техническим специалистам, которым приходится сталкиваться с
профильной иностранной литературой. Но для многих рядовых офисных позиций эти
требования избыточны». По мнению консультанта по подбору персонала компании
"АНКОР" в Петербурге Натальи Клюшиной, иногда компании ищут специалистов со
знанием языка, хотя использовать эти навыки в работе сотрудник не будет. Делают
это, так сказать, на всякий случай или чтобы таким образом создать своей
компании имидж солидной организации.
"На рынке известны курьезные случаи, когда при подборе
уборщиц в абсолютно российских компаниях выдвигались требования свободного
английского», — рассказывает директор петербургского филиала портала HeadHunter
Юлия Сахарова.
"Если компания ориентирована на то, чтобы привлечь на работу
действительно интересных кандидатов, она обычно не предъявляет формальных
требований к тем навыкам, которые не понадобятся им в работе. Ведь так
работодатель сужает себе выбор", — говорит Наталья Клюшина. При этом все
эксперты уверены: даже если язык напрямую в работе не нужен, во многих
профессиях, например в маркетинге, без него сегодня трудно расти
профессионально.