Как устроен европейский оперный рынок

Ключевую роль на оперном рынке играет Оpera Europe -- международное оперное сообщество. В него входят сотни театров со всей Европы. Его главный офис в Страсбурге, и каждый год в разных местах проходят две большие конференции. На них обсуждаются общие для всех проблемы, например авторские права: как их оптимизировать, какой процент платить, кому они принадлежат в опере и балете и т.д.

Сейчас через Интернет при помощи специальной программы можно в любой момент получить любую информацию из любого театра. Например, об аренде инструментов или как сделать какой-то технический трюк и т.д. У солистов и режиссеров-звезд график расписан на годы вперед, и, если вы хотите заполучить кого-то из них, придется координировать свои планы с коллегами. Никто ничего не держит в секрете! И на конференциях очень откровенно делятся всем, что знают и умеют. Мы ведь не конкуренты в предпринимательстве, в коммерции. Стокгольмская опера не соперничает с нашей, а Кельнская с Лондонской. У всех свой зритель. Мы исполняем другую функцию -- поощряем европейские культурные процессы, которые вливаются в общемировой процесс. Opera Europe дружит с организацией Opera America. По мере того как мир глобализируется экономически, в нашем деле все больше практикуются копродукция, аренда спектаклей, обмен артистами, педагогами, техническими специалистами.
Когда я пришел на пост директора в 1996-м, мне многому пришлось учиться -- в том числе учился я и у Opera Europe. При проведении реформ, которые были необходимы, чтобы модернизировать театр, где многие структуры безнадежно устарели, надо было выбрать модель, подходящую именно нам. Из европейского опыта можно заимствовать то, что подходит для Риги или для России, а что-то подходит чопорной Германии, но не годится здесь. Надо учитывать регион, историю коммуникаций между людьми, соответствие нашей репертуарной политике и т.д. С другой стороны, посмотрите, что произошло на европейском оперном рынке за последние 20 лет. Кто поет? Русские, чехи, болгары, румыны, словаки, венгры, латыши. Мы все стали кузницами талантов, поставщиками голосов для Европы и Америки, этим мы и интересны Opera Europe.
Конкретный пример: сейчас я вместе с постановочной бригадой и коучем по итальянскому репертуару приехал в Петербург -- ставить «Бал-маскарад» в Михайловском театре. Для меня было некоторой неожиданностью, что здесь, в России, давшей миру Станиславского, оперные солисты выучили партии, но оказались не готовы решать актерские задачи. А без этого сейчас невозможно -- в главных оперных странах: Германии, Австрии, Голландии, Скандинавии -- ценятся и покупаются только синтетические спектакли, где певцы в полной мере и актеры, создающие образы.
Андрейс Жагарс, директор Латвийской национальной оперы