Добро пожаловать в Северную Венецию

Стихийные пляжи, свалки, бетонные заборы и гаражи встречают туристов, прибывающих в Петербург по морю. Помимо имиджа Северной Венеции город теряет сотни миллионов в год.

Во вторник в пассажирском порту «Морской фасад» (в просторечии -- намыв) пришвартовались пять суперсовременных круизных лайнеров от крупнейших мировых туроператоров с 10 030 пассажирами на борту, сообщили в комитете по транспортно-транзитной политике. Туристы сошли на берег группами и сели в автобусы, которые отправились в центр -- осматривать достопримечательности.
Открыточный вид
Примерно то же самое в Петербурге происходит по несколько раз в неделю. Всего, по прогнозам, в этом навигационном сезоне (длится с 30 апреля по 30 сентября) суда зайдут в пассажирский порт Петербург 410 раз. Они привезут более 380 тыс. пассажиров.
Часть туристов, как правило, решают отправиться в путешествие по городу самостоятельно, чтобы добраться пешком до метро вдоль реки Смоленки или просто прогуляться по набережной в ожидании отплытия. Спотыкаясь о строительный мусор и обходя горы пластиковых бутылок, они фотографируют панорамы и даже пробираются позагорать на местный новоявленный пляж на одной из технических дамб.
Здесь нет ни кафе, ни прибрежных баров, торгующих прохладительными напитками, ни самого пляжа. Негде выпить кофе и полюбоваться закатом. Муниципальный округ №11 несколько лет назад пытался обустроить городской пляж с кабинками и полем для баскетбола, но следующей весной весь обустроенный за несколько миллионов рублей проект смыло вместе со льдом и снегом.
«Морские города обычно стараются распоряжаться береговой линией с толком -- это то, чем гордится каждый город, включенный в архитектурное достояние мира, -- говорит Михаил Борисов, главный редактор архитектурного журнала «Под ключ». -- Прибывающих в Петербург прошлого и позапрошлого века -- вспомним старинные гравюры -- встречали набережные Невы, Адмиралтейство, здание Биржи, а не женщина в семейных трусах с овчаркой».
У них
Почти в каждой морской столице туристов встречают не только открыточные виды, но и развитая инфраструктура, позволяющая гостям города тратить день­ги, а бизнесу -- зарабатывать. В Хельсинки, например, набережная, куда прибывают паромы и круизные суда, выходит к главной улице и площади города. В Стамбуле набережные Золотого Рога и пролива Босфор уставлены ресторанами, кафе, работает уличный общепит, весьма популярный у паромных туристов. В Таллине порт также расположен таким образом, что можно сразу пешком выйти ко всем историческим достопримечательностям.
Былое и думы
Судьба береговой линии или пляжей на Васильевском в районе Морской набережной печальна. В советские времена ее использовали как строительную свалку, позже силами энтузиастов эти подобия пляжей были вычищены от битого кирпича и осколков бетона, и здесь даже открылись временные кафе, которые, впрочем, стремительно превратились в ночные клубы, громыхающие дискотекой, и, как водится, по многочи­сленным просьбам трудящихся были к следующему сезону благополучно закрыты. О том, почему с Морской набережной, которая плавно переходит в строительную свалку, ничего не могут сделать 20 лет, эксперты высказывают разные версии, но основная -- отсутствие инвестора. Пока не определено также будущее Западного скоростного диаметра, нет еще даже его проекта, а потому непонятно, как будет все это включено в береговую линию. Годы проходят, планы уточняются, мусор на берегу остается.
Территорию, примыкающую к намывной, делят между собой два муниципалитета -- МО №10 (муниципальный округ «Морской») и МО №11. Как сообщили их главы, пока окончательно не завершилось строительство морского порта, благоустройство этой территории лежит на плечах ОАО «Морской фасад». Кто будет отвечать после сдачи последней очереди третьего терминала, пока не ясно. По словам председателя муниципального образования №10 Вячеслава Чичина, возможно несколько вариантов. Эту территорию передадут либо одному из двух муниципалитетов, либо же будет создан новый муниципальный округ. В настоящее время Вячеслав Чичин занимается благоустройством исключительно внутри района, не подходя к береговой линии, будущее которой, с его точки зрения, туманно. «Известно, что в этом районе будет проходить Западный скоростной диаметр, но где именно он проляжет, КГА пока не сообщил после множества запросов. Чтобы сделать пляж-конфетку, потребуется вложить 20-25 млн рублей, но можно просто выкинуть деньги на ветер, если там потом проложат дорогу», -- полагает Вячеслав.
«Сложность представляет большой поток автобусов, на которых туристов доставляют к терминалу. Эта проблема решается -- в июле начнутся работы по расширению Мичманской улицы. Средства на это уже выделены распоряжением губернатора Петербурга», -- рассказала глава муниципалитета №10 Татьяна Кольцова.
Миллион на кофе
Представители бизнеса относятся к неухоженности прибрежной территории по-разному.
В ОАО «Морской фасад» считают, что сейчас два работающих терминала морского порта могут обеспечить прибывающих туристов всем необходимым: на их территории работают кафе, сувенирные магазины. В 2011 году будет сдана последняя очередь третьего терминала, и возможностей станет еще больше. Необходимости туристам самим искать метро и добираться до центра города, полагают в ОАО «Морской фасад», нет: организован перевоз гостей двумя способами. Первый -- «ракетами» туристов отвозят, например, в Петергоф. Второй -- в центр города на автобусах. «Территорий, официально отведенных под пляжи и приспособленных для купания, в Василеостровском районе не существует, -- говорит Олег Фадеенко, заместитель главы администрации Василеостровского района. -- Но мы систематически принимаем меры по организации уборки и поддержанию в надлежащем санитарном состоянии мест отдыха населения, в том числе и мест стихийного отдыха. В настоящее время прорабатывается вопрос благоустройства части Морской набережной на участке от Мичманской улицы до устья реки Смоленки и от устья реки Смоленки до Капитанской улицы».
Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев разделяет позицию строителей намыва. По его мнению, туристы рассматривают портовые терминалы как часть своего пути, им важно по­скорее добраться до самого города и его достопримечательностей. В итоге в самом терминале турист должен проводить не более 30 минут, которые отводятся на сборы тургрупп. «Изменения в федеральном законодательстве, отменяющие визу для прибывающих на короткий срок морским путем, требуют наличия четкой туристической программы, то есть праздно шатающихся вокруг порта туристов быть не должно. Так проводить время могут или индивидуальные туристы, или те, кто перед путешествием получил российскую визу», -- считает Сергей Корнеев.
Впрочем, вопрос с обустройством прибрежной зоны в любом случае имеет не только эстетическое значение. Зарабатывать местные кафе и магазины могут не только на туристах, но и на местных жителях.
«Красивые белоснежные лайнеры только украсят панораму. Я бы и сам сидел с удовольствием в кафе с таким видом», -- говорит Сергей Корнеев.
В среднем небольшое заведение общепита может заработать около 100 тыс. рублей за каждый день уикенда. Всего на береговой линии Васильевского острова -- слева и справа от намыва -- можно открыть не менее десятка ресторанов и кафе. Таким образом, по самым минимальным оценкам, бизнес мог бы зарабатывать в этой зоне не менее 1 млн рублей в день.
Но похоже, что ответственного за развитие прилегающей к Морскому порту территории пока нет: муниципалы застыли в ожидании создания нового округа, районные власти ждут проекта ЗСД, а «Морской фасад» сконцентрировался на работе с туристами на терминале, издали напоминающем огромный ларек. В будущем «Морской фасад», безусловно, преобразится, однако назвать точные временные границы наступления этого будущего сейчас вряд ли кто возьмется. Но 380 тыс. туристов уже в пути.