«Золотой дракон» против Дерипаски

СПб. Массовая закупка автобусов перевозчиками под транспортный конкурс привлекла в город иностранных производителей. О планах открыть завод первым заявил китайский Golden Dragon.

Для получения права пассажирских перевозок в городе частные компании должны закупить более 3 тыс. новых автобусов стоимостью около 15 млрд рублей. По данным Ассоциации перевозчиков пассажиров, все купленные частными перевозчиками за последние 5 лет автобусы стоили 5 млрд рублей.
На прошлой неделе Петербург посетили представители китайского завода Golden Dragon. Как рассказал генеральный директор Xiamen Golden Dragon Bus Co Фон Тинг Е, компания изучала спрос на пассажирские автобусы, чтобы оценить перспективы открытия сборочного производства под Петербургом. Если ожидания компании оправдаются, то в ближайшие 2 года под Петербургом может появиться сборочное производство мощностью 1 тыс. автобусов в год.
Чужих не пустят
Свои автобусы городским перевозчикам предлагают и другие китайские производители -- Yutong и Higer. Но о намерении создавать в России сборочное производство они пока не упоминали. Если учесть, что рынок пассажирских перевозок в Петербурге жестко регулируется городскими властями, которые поддерживают отечественных производителей автобусов, то получить разрешение на строительство завода Golden Dragon будет непросто. К тому же владелец группы «ГАЗ» (поставляет автобусы ГУП «Пассажиравтотранс») миллиардер Олег Дерипаска является стратегическим инвестором Петербурга.
Директор дивизиона «Автобусы» группы «ГАЗ» Николай Одинцов считает, что заявление о создании производства под Петербургом -- это рекламный ход: вероятно, таким образом компания пытается мотивировать перевозчиков закупать именно их автобусы под транспортный конкурс. «Емкость петербургского рынка составляет не более 400-500 автобусов в год. Ни один серьезный производитель не будет создавать под такие объемы производство», -- считает Николай Одинцов.
Однако Игорь Романенков, генеральный директор группы компаний «БТД» (дистрибьютор Golden Dragon), считает, что планы у китайского производителя серьезные. Он также отметил, что в комитете по транспорту заинтересовались проектом и поддерживают эту инициативу. В комитете подтвердили, что встречались с представителями Golden Dragon, но это была ознакомительная беседа и говорить о каких-то конкретных договоренностях рано. Golden Dragon уже сотрудничает с петербургскими перевозчиками: 450 автобусов эксплуатирует ОАО «Третий парк». Однако импортировать автобусы в Россию китайцам не так выгодно, как производить их здесь. Во-первых, из-за высоких пошлин (25% -- таможенные сборы и 18% -- НДС) растет стоимость продукции. Во-вторых, построив завод, компания формально получит право участвовать в тендерах на закупку автобусов.
Впрочем, городские перевозчики считают, что даже если китайский производитель будет допущен к гостендеру, обойти российские заводы ему не дадут. На последний тендер по закупке 284 автобусов стоимостью 2,2 млрд рублей не был допущен даже Минский автозавод (Белоруссия). ГУП «Пассажиравтотранс» закупило автобусы марок «ЛиАЗ», «НефАЗ» и «Волжанин».
Горький опыт
По мнению регионального директора по маркетингу ООО «МАН Автомобили Россия» Натальи Соловьевой, в сегменте производства пассажирских автобусов государство всегда поддерживало отечественных производителей. К тому же европейские автобусы значительно дороже. У МАН сейчас нет производства в России, все машины импортируются. Пригородные автобусы MAN большой вместимости (около 100 человек) стоят 7-9 млн рублей. Отечественный аналог обойдется в 5 млн рублей.
Попытку создать собственное производство автобусов в Петербурге предпринимал и другой крупный иностранный игрок -- компания Scania. По оценкам участников рынка, в проект было вложено более 200 млн рублей. Но из-за дороговизны выпускаемых автобусов массового спроса на продукцию нет. Сейчас завод в основном производит грузовики.
Производство автобусов
Один завод Golden Dragon в Китае производит 10 тыс. автобусов в год.
Все российские производители выпускают не более 35 тыс. автобусов в год.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.