«ДП» приглашает в «Сенатор-клуб»

СПб. «Деловой Петербург» запускает новый проект -- «Сенатор-клуб». Это место, где руководители и владельцы бизнеса могут напрямую пообщаться с законодателями из Совета Федерации.

Инициаторами создания клуба стали «Деловой Петербург», сенатор от Петербурга Виктор Евтухов и холдинг «Империя» (которому принадлежит сеть БЦ «Сенатор», где и будут проходить заседания клуба). Организатором мероприятия выступило коммуникативное агентство DPMedia, входящее в медиахолдинг Bonnier Business Press, издающий «ДП».
«Сенатор-клуб» -- это площадка, которая предоставляет любому бизнесмену возможность лично встретиться с российскими властями, задать им вопросы, обсудить развитие бизнеса и выступить с идеей внесения поправок в действующие законы либо инициировать новые законопроекты.
Естественно, ключевой персоной первой встречи стал именно сенатор Виктор Евтухов, представитель правительства Петербурга в Совете Федераций. Темой этого заседания стала «Поддержка инновационного развития компаний».
На этой встрече «Сенатор-клуба» в БЦ «Сенатор» на ул. Чайковского, 1, собралось около 20 предпринимателей из разных сфер бизнеса. Практическим результатом общения стали конкретные законодательные инициативы, которые были взяты в работу аппаратом Виктора Евтухова. Общение прошло в формате вопросов к сенатору и его ответов.
Виктор Евтухов
Представитель правительства Петербурга в Совете Федерации
О взаимодействии власти с гражданским обществом и СМИ сказано очень много. Мы решили перейти от слов к делу и организовать интеллектуальный клуб на базе газеты «Деловой Петербург». Сигналом для его создания стали многочисленные обращения членов бизнес-сообщества, которые в своей работе нередко сталкиваются с несовершенством нашего законодательства. Очевидно, что такие встречи помогут нам оперативно выявить пробелы в законодательстве и, что называется, коллективным мозговым штурмом попытаться найти пути их решения. Итогом подобных встреч станут поправки в законы или даже новые законопроекты, подготовленные совместно с представителями петербургского бизнеса. Известно, что власть постоянно попрекают тем, что она живет якобы своей закрытой жизнью и не слышит голос граждан. Так вот, я считаю, что это не так. И заседание сенаторского клуба -- первое тому подтверждение. Именно на эту встречу приглашены руководители профильных комитетов от исполнительной власти, которым вы можете напрямую задать свои вопросы.
Большинство присутствующих здесь представителей бизнеса так или иначе связывает свою работу с инновациями. Нам ведь нужно создавать что-то новое! Это понимает и высшее руководство страны, которое объявило курс на всестороннюю модернизацию. Без инноваций современная экономика невозможна. И если у вас возникает ощущение, что вы брошены в воду и идете на дно, давайте вместе искать спасательный круг. Ну, а если не найдем его, то создадим сами.
Станислав Скоморохов
Генеральный директор ООО «Лигал Софтвэйв»
Будут ли в налоговое законодательство вноситься изменения, способствующие инновационному развитию компаний? Например, отчисление части годового налога на инновационные проекты? Я имею в виду ситуацию, когда компания не рисует дополнительные расходы и за счет этого уменьшает налоговую базу, а может абсолютно законно, допустим, из 1 млн рублей налога, подлежащего уплате государству, потратить 100 тыс. рублей на собственное развитие.
Евтухов:
Налоговый кодекс в настоящее время уже предусматривает некоторые льготы, касающиеся регулирования налогообложения инновационной деятельности. В частности: научно-исследовательские и опытно-конструктивные работы за счет бюджетных средств не облагаются НДС, при определении налога на прибыль учитываются расходы на совершенствование производимой продукции, освобождаются от НДС услуги по предоставлению патентов и лицензий, связанных с объектами интеллектуальной собственности (исключая товарные знаки и знаки обслуживания).
Но я согласен, что, несмотря на декларируемый правительством курс на инновационное развитие страны, законодательное регулирование этой деятельности (в том числе налоговые преференции) пока недостаточно развито, поэтому над любыми вашими конкретными предложениями я готов работать и обсуждать с представителями правительства РФ. Хотя первый шаг по законодательному регулированию в этой области сделан -- президентом России на рассмотрение Госдумы внесен законопроект о статусе инновационного центра «Сколково». Уверен, что это только начало и в дальнейшем законодательная работа в этом направлении обязательно продолжится. Точнее уже продолжается. Так, в марте этого года рядом депутатов Госдумы был подготовлен проект федерального закона «Об инновационной деятельности в РФ», однако к нему было столько замечаний и возражений, что проект пришлось вернуть авторам на доработку. О чем это говорит? Лишь о том, что законодательное регулирование такой сферы деятельности, как инновации, требует очень тонкого подхода. Ведь, по сути, законодатель должен предусмотреть норму права для того, что еще не создано. Помимо этого, закон должен вписываться в действующее законодательство. А это очень кропотливая работа.
Надо сказать, что в Петербурге в городском правительстве тоже подготовлен проект федерального закона об инновационной деятельности, так как для города это крайне актуально. Но и он требует тщательной доработки. И надеюсь, что вместе с вашей помощью в скором времени удастся продвинуться в данном проекте.
Дмитрий Мохов
Директор по развитию компании Nanolux Technology Ltd
У меня несколько предложений: ввести упрощенную процедуру сертификации инновационной продукции. Вообще почему сертификаты стоят таких денег?! У нас 50 видов продукции и на каждый нужен сертификат, при том что сертификат соответствия меняется каждый год!
Также хорошо бы облегчить процедуру экспорта высокотехнологичной продукции.
Еще необходимо ускорить возврат НДС от экспортных поставок -- в Европе это занимает 1-2 недели, а в России -- целых 3-6 месяцев!
Кроме того, было бы полезно организовать помощь по юридическим вопросам инновационным компаниям.
Евтухов:
Вы правы, стоит подумать об установлении некой методики определения стоимости сертификатов либо о предельно допустимой стоимости сертификата в себестоимости готового изделия. Согласен и с тем, что для инновационной продукции сертификация должна быть видоизменена и упрощена, просто потому, что вновь созданный продукт может и не вписаться в одну из действующих схем сертификации. Но опять же это целесообразно делать только после того, как будет принят основной федеральный закон, регулирующий инновационную деятельность на территории страны.
Не так давно, 21 апреля 2010 года, по итогам заседания комиссии, о которой я упомянул выше, были одобрены предложения Минэкономразвития России, направленные на сокращение единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме декларации.
Комиссия поручила Минпромторгу до 1 июля 2010 года разработать проект постановления по внесению соответствующих изменений. И, как ожидается, в результате этой работы перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет сокращен примерно вдвое.
Вообще в Госдуме готовится целый пакет законопроектов под общим названием «Инновационная Россия». Он призван снять барьеры, препятствующие росту инноваций. Речь, в частности, идет о снижении ставок пошлин и налогов на ввозимое в страну оборудование, а также об упрощении и ускорении процедуры импорта и экспорта высокотехнологической продукции. Либерализация таможенно-тарифной политики необходима, поскольку существующая система делает инновационные производства в России попросту нерентабельными.
Помощь по юридическим вопросам инновационным компаниям -- интересное предложение. Надо сказать, что в комитете экономического развития Петербурга создано даже специальное управление инновационного развития. Однако очевидно, что помочь всем оно не в состоянии. И, может быть, здесь нужно пойти по пути, который был реализован в отношении малого и среднего бизнеса. Создать специальное агентство либо специализированное подразделение в рамках существующего агентства по развитию малого бизнеса.
Борис Гуревич
Генеральный директор ООО «Корпорация РАЙЗ»
Прошу вас внести предложения о корректировке закона №94 от 13.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части учета авторских прав. Документы, изложенные в этом законе, -- извещения о проведении открытого конкурса или аукциона и запросы котировок -- не предусматривают ситуаций, когда предмет торгов может быть объектом авторских прав, и тем самым не только нарушают права обладателей патентов, но и провоцируют поставщиков на поставку, по сути, контрафактной продукции. С другой стороны, госзаказчик лишается возможности приобретения изделий, содержащих инновационные решения, так как результаты торгов, не учитывающих авторские права, легко могут быть оспорены и аннулированы именно по данной причине.
Евтухов:
Законодатель целенаправленно установил в законе №94-ФЗ запрет на включение в документацию к торгам указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты и т.д., поскольку это обстоятельство может стать ограничением количества участников размещения заказа.
При этом, на мой взгляд, при рассмотрении этого вопроса не надо смешивать вопросы охраны авторских прав и порядок осуществления госзакупок. Следить за соблюдением прав на объекты интеллектуальной собственности -- задача патентной палаты и авторских бюро. Мы должны понимать, что нецелесообразно наделять такой обязанностью госзаказчика, эту функцию будет просто невозможно исполнить. Также необходимо учитывать, что победителю торгов ничто не мешает заключить соглашение с собственником результата интеллектуальной деятельности и на вполне законных основаниях поставлять продукцию, обладающую уникальными свойствами. При этом в конкурсную документацию совершенно справедливо законодатель не позволяет включать условие о наличии авторского права, так как в этом случае заказ заведомо размещается у одного поставщика.
Случаи же размещения заказа у единого источника четко оговорены в №94-ФЗ. Целесообразно ли дополнять этот перечень -- вопрос дискуссионный, гораздо чаще высказывается мнение, что его, наоборот, необходимо сузить. При этом давайте принимать во внимание, какие инновации должны финансироваться за счет бюджета, а для каких, возможно, стоит поискать другие варианты поддержки. Однако я ни в коей мере не хочу оспорить того факта, что при помощи госзакупок можно поддержать отдельные направления производства. Возможно, стоит подумать о квотировании доли таких закупок для инноваций, как это сделано для малых предприятий.
Марина Гирина
Глава комиссии Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе СПб
Сейчас существует какая-то мертвая зона, как я это называю. Существует инноватика, реальная инноватика и реальные предприятия, которые ее производят. Но когда возникает частный вопрос, начинаются какие-то бюрократические препоны. И это в корне неправильно, если уж мы решили поддерживать инновации. Почему Белоруссия не боится, США не боятся поддерживать своих производителей, тем более в условиях кризиса. Это вообще очень важно -- поддерживать своего производителя. Я вообще преклоняюсь перед теми людьми, которые в этих условиях в течение 20 лет что-то производят. Я уже не говорю про инноватику. Так почему же мы боимся поддерживать своего производителя и начинаем искать какие-то зацепки. Важно, чтобы была некая законодательная инициатива. Мы предлагаем, чтобы помимо строчки «бизнес-инкубаторы и технопарки» была еще строчка «инновационные парки», потому что это все определенные схемы финансирования.
Марина Чернобровкина
Исполнительный директор СПб отделения Американской торговой палаты в России
Я бы озвучила тему «Инновации в сфере информационных технологий и телекоммуникаций: методы господдержки». Очевидно, что существующие методы работают неэффективно. Особые экономические зоны (ОЭЗ) популярностью не пользуются, технопарки ничем не отличаются от обычных бизнес-центров. Американская торговая палата собрала интересные сведения о международном опыте господдержки в данной сфере и готова ими поделиться.
Также есть ряд проблем в получении грантов учебными заведениями. Бизнес не может участвовать в процессе выдачи грантов студентам, так как вуз не может принимать деньги от предприятий. Если давать деньги целевым образом. Если давать деньги как безвозмездную помощь, то она облагается всеми налогами. И бедные студенты, которые получают такую помощь, вынуждены бегать по налоговым инспекциям и декларировать эти доходы. Эта же проблема касается повышения квалификации и поддержки преподавателей. Предприятия не имеют права давать деньги. Преподаватели облагаются подоходным налогом, а компании, соответственно, НДС. И при всем желании компании давать гранты преподавателям они несут дополнительные расходы.
Евтухов:
Отвечу на вопрос по кадрам. Кадры решают все -- с этим я согласен. Единственный путь -- это общественный заказ со стороны бизнеса. Именно бизнес формирует запрос на те трудовые ресурсы, которые нужны для эффективной работы. Как может помочь государство в этой сфере -- деньгами, как же еще. Но вот целесообразно ли это? Государство, на мой взгляд, должно помогать безработным, переучивать их, повышать квалификацию. Это больше социальный аспект. Хотя, конечно, государство должно способствовать развитию материально-технической базы учебных заведений. Здесь, однако, и сами учебные заведения должны занимать более активную позицию, привлекая высокопрофессиональный преподавательский состав, развивая международное сотрудничество, внедряя современные технологии образования (в том числе дистанционные). И, может быть, стоит пересмотреть структуры высшего образования. Опыт Германии. Не более 30% выпускников школ получают университетские дипломы (классические, многопрофильные). Многие из них потом идут в науку. Остальные же идут в специализированные высшие учебные заведения (не университеты), имеющие нечто общее с нашими ПТУ. Там молодежь получает прикладное образование, совмещая обучение с постоянной практикой на конкретном предприятии, которое к тому же выплачивает студентам небольшую зарплату. Вот и получается готовый специалист.
«ДП» и DPMedia продолжат организовывать встречи в рамках «Сенатор-клуба». Предполагается, что они будут проходить 1-2 раза в месяц в одном из БЦ «Сенатор». При этом на встречи будут приглашаться и другие члены Совета Федерации, а также федеральные и городские чиновники. Свои предложения по темам будущих мероприятий, а также пожелания, с какими членами Совета Федерации было бы интересно и полезно встретиться, можно направить на адрес: romanr@dp.ru.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.