В апреле-мае 2010 года более четверти всех обращений от потребителей в Комиссию по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО составляли вопросы, связанные с распоряжением и управлением своей недвижимостью.
Кроме традиционных жалоб на низкое качество коммунальных
услуг и бездействие организаций, эксплуатирующих жилой фонд, все
чаще граждане стали обращаться за консультациями по поводу правомерности
начисления коммунальных платежей в ТСЖ.
Как показывает практика работы Комиссии по недвижимости
Общества потребителей, к сожалению, многие проблемы ТСЖ связаны как с
несовершенством законодательства, так и неэффективностью управления
многоквартирным домом. Дело в том, что в силу части 5 статьи 155 ЖК РФ,
порядок внесения жилищно-коммунальных платежей для членов товариществ
собственников жилья устанавливается их органами управления.
Порядок расчет таков: житель платит в ТСЖ, а ТСЖ в лице
председателя перечисляет деньги поставщикам. ТЭК отпускает тепло до границы
раздела балансовой принадлежности. Внутренние сети – зона ответственности ТСЖ и
его председателя. Чтобы правильно рассчитать тариф, раскинуть его на всех
жильцов, (принять его на общем собрании), требуются навыки экономиста. А их у
большинства председателей, к сожалению, нет.
Что же делать, если вы считаете, что
вам неправильно начисляют квартплату? "Нужно письменно обратиться в
вашу управляющую организацию с просьбой разъяснить вам порядок начисления
коммунальных платежей. Не лишним будет обращение в Жилищную инспекцию, которая
является для жилищно-коммунальных служб профильным контролирующим органом, -
объясняет председатель Комиссии по недвижимости Общества потребителей СПб и ЛО
Юрий Грудин. - Если вы видите, что ваши права нарушаются – приходите к
нам. Наши юристы проконсультируют, как правильно составить жалобу или обращение,
посоветуют, куда еще обратиться в поисках правды. В досудебном порядке, но чаще
в суде удается обязать жилищников произвести перерасчет".
В качестве примера Юрий Грудин привел дело,
которое комиссия выиграла в Невском районе. Там ТСЖ незаконно
начисляло коммунальные платежи по завышенным тарифам, плюс потребителю
отказывались делать перерасчет за то время, что он в квартире не проживал. "Это
дело, достаточно типичное, когда потребители имеют претензии к ТСЖ по начислению
квартплаты, мы выиграли", - отметил Грудин.
Что касается закона, то основной документ, который
регулирует отношения между собственниками жилья, производителями
коммунальных ресурсов (воды, тепла, электроэнергии, газа) и управляющими
организациями – это 307 постановление "О порядке предоставления коммунальных
услуг гражданам", принятое в мае 2006 года. Согласно ему поставщиками
ресурсов для жильцов выступают не те компании, которые их производят, а
управляющие компании. При этом Гражданский кодекс трактует ресурс как товар, а
Жилищный кодекс – как услугу, то есть управляющие компании и ТСЖ
покупают у поставщика товар, а потом продают как услугу. К чему это
приводит?
Во-первых, рассчет за товар и услуг строится по-разному.
Например, ГУП ТЭК продает ТСЖ и управляющим компаниям гигакалории, а жильцы
оплачивают тепло, исходя из площади своей квартиры, а горячую воду – в
зависимости от потребленного объема – по тарифам, которые установлены
городом. Из-за этого несоответствия в принципе расчета оплаты возникает
существенная разница.
Во-вторых, отношения управляющей организации и
монополистов регулируются еще и законом "О защите прав потребителей",
а управляющих организаций и монополистов – Гражданским кодексом. Из-за
этого управляющая компания должна рассчитываться с монополистами по предоплате,
а жильцы перечисляют платежи по факту получения услуги. Отсюда и долги.
Наконец, поскольку поставщиком для жильцов являются
управляющие организации, то они и отвечают перед жильцами за качество и
количество услуг. То есть, если в доме необоснованно отключили воду и не
включили во время, судиться по этому поводу собственники жилья должны с
управляющей организацией или ТСЖ. А за недобор средств от квартплаты перед
ресурсоснабжающей организацией отвечает та же управляющая организация.
Когда же потребитель пытается сам разобраться, в каких
случаях он переплачивает, то в первую очередь он обнаруживает, что это
самое 307 постановление не опубликовано отдельной книжкой. "Нас
все время спрашивают, где его взять. Есть в Интернете – но для многих
потребителей это является технической проблемой. Есть этот документ в правовом
отделе библиотеки имени Маяковского. Но и в этом случае не
каждому удобно специально ехать, заказывать ксерокопии или переписывать
статьи. Отсутствие знаний о своих правах лишает потребителя возможности грамотно
требовать выполнения своих обязательств от обслуживающей организации. Если
потребитель пишет жалобу и не упоминает конкретные статьи закона, он получает
отписку – как от самой организации, так и от чиновника, куда потребитель
обращается потом", – говорит консультант Комиссии по недвижимости Валерий
Глухов.
Вторая группа обращений в Комиссию, которая
напрямую связана с суммой начисленных платежей в квитанциях у
конкретных потребителей, –это обращения от самих ТСЖ/ЖСК c просьбой помочь
разрешить конфликты с поставщиками услуг.
"Одно из последних дел, выигранных нашими юристами, – это
взыскание убытков с ООО "Теплосервис" в пользу ЖСК-831 в
размере свыше 1,9 млн рублей. По договору ответчик обязан был в
оговоренные сроки заменить приборы и оборудование узла коммерческого учета
тепла, но во время этого не сделал, затянул сроки. В итоге ЖСК пришлось платить
за поставленную теплоэнергию, исходя не из показаний счетчика, а на основании
расчетного метода, - рассказывает Юрий Грудин. - Наши юристы доказали
в суде, что уплаченные ЖСК суммы на основании расчетного метода
– это его убытки, возникшие по вине "Теплосервиса".
По словам эксперта, у Комиссии уже накопилась достаточная
судебная практика, когда долги, которые выставляет по теплу ресурсоснабжающая
организация в адрес ТСЖ, завышены в два-три раза. "Нам удается эти суммы
значительно сократить", – резюмирует Грудин.