14:4831 мая 201014:48
158просмотров
14:4831 мая 2010
В этом году завершается последний этап структурной реформы на железнодорожном транспорте, которая длилась почти 10 лет. Заветной конкуренции на железной дороге так и не появилось, но, вопреки мнениям экспертов, руководство ОАО "РЖД" уверено в эффективности преобразований.
На прошлой неделе в Ленинградской областной
торгово–промышленной палате Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги
(филиала ОАО "РЖД"), отстаивал положительные итоги третьего этапа
реформы.
"Мы начинаем выходить на рынок конкурентных услуг, теряем
свой монополизм. На это и была направлена реформа", — отметил он.
По словам Степова, сегодня ОАО "РЖД" имеет более 70 дочерних
зависимых обществ, которые занимаются управлением и ремонтом подвижного состава,
перевозкой пассажиров, проектированием и исследованиями.
Несмотря на то что грузоперевозками занимаются только пять из них, а остальной грузооборот ложится на плечи РЖД, с 2003 по 2008 год грузооборот увеличился на 26,8%, пассажиропоток за этот же период — на 11,6%, транспортная составляющая в цене перевозимых товаров упала на 6,2% (2003–2009 гг.).
Несмотря на то что грузоперевозками занимаются только пять из них, а остальной грузооборот ложится на плечи РЖД, с 2003 по 2008 год грузооборот увеличился на 26,8%, пассажиропоток за этот же период — на 11,6%, транспортная составляющая в цене перевозимых товаров упала на 6,2% (2003–2009 гг.).
В кризисный 2009 год эффективность работы транспорта
снизилась, но сегодня Степов с радостью отмечает новый рост показателей.
"Реформа на железнодорожном транспорте была признана Госдумой успешной", —
заключил он.
Читайте также:
Путин: самым скромным среди монополистов будет РЖД
Однако некоторые эксперты признали, что столь успешная
реформа имеет кое–какие недостатки. "Фактически цель третьего этапа
реформирования достигнута, — отметил Илья Терешко, эксперт–аналитик Департамента
исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных
монополий, — большая часть вагонов (656,7 тыс., 66,2% от общего числа)
принадлежит частным собственникам. Но отношения между компанией, предоставляющей
вагоны, перевозчиком и владельцем инфраструктуры до сих пор нормативно не
закреплены".
По его словам, из–за отсутствия централизованного управления
вагонопотоками собственники выстраивают логистику как им нравится, повышая
доходность перевозок. В то время как груз в вагонах парка ОАО "РЖД" перевозят по
фиксированной ставке, частные компании свободно устанавливают свою цену.
"В ситуации, когда компании находятся в разных экономических
и технологических условиях, а также имеют разные обязательства, говорить о
справедливой конкуренции не приходится", — считает Терешко.
Поставил под сомнение наличие конкуренции на железной дороге и Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ ВШЭ.
Поставил под сомнение наличие конкуренции на железной дороге и Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ ВШЭ.
Опубликованный 2 месяца назад отчет ВЦИОМА также показал не
совсем радужные результаты. По данным центра, эксперты оценили промежуточные
итоги реформы на железнодорожном транспорте в РФ на 2,5 балла из 5
возможных.
Несмотря на все упущения, прекращать преобразования никто не
собирается. В ближайшее время ОАО "РЖД" планирует основать Вторую транспортную
компанию, продавать акции дочерних компаний, а так же к 2015 году полностью
отдать грузовой подвижной состав в частные руки.