Деловой этикет: Давайте говорить друг другу комплименты!

Как известно, человек способен придумать гораздо больше отрицательных эпитетов, чем положительных. И вообще сказать что-то плохое гораздо легче, чем хорошее. И от этого атмосфера агрессии, неуважения и недоброжелательности вокруг нас сгущается….

Один из способов внести позитив в жизнь вообще и в отношения в частности – говорить другим хорошие и теплые слова. А в деловых отношениях комплименты просто необходимы – и мужчинам, и женщинам.
Далеко не все из нас умеют говорить собеседнику приятные слова. Одни считают это вообще ненужным, другие стесняются, третьи боятся, что их будут считать корыстными и льстивыми. Между тем комплимент – очень полезный элемент общения: "правильный" комплимент быстро и надолго вызывает расположение собеседника.
Многие считают комплимент "ложью" или "лестью". Но комплимент – это вовсе не ложь, это доброжелательная правда, сказанная вовремя, или небольшое преувеличение реальных достоинств.
От лести комплимент отличается именно тем, что преувеличение небольшое. А лесть – это сильное, грубое преувеличение, иногда даже неправдоподобное. Поэтому не забывайте о чувстве меры, иначе вам либо не поверят, решив, что ваши слова – грубая лесть, либо и вовсе решат, что вы издеваетесь.
Комплимент иногда путают с похвалой. Но похвала – это положительная оценка, а давать оценку может только вышестоящий. Похвалить может учитель ученика, начальник – подчиненного, родитель – ребенка.
Итак, как же правильно говорить комплименты? Главное – у комплимента всегда должна быть фактическая основа, иначе он превращается в банальную лесть. "Деловые" комплименты обычно делаются на тему профессиональных качеств, положительных черт характера, широкого кругозора и образования.
Избегайте гипербол и вообще слов и выражений, имеющих оттенок глобальности. Правильный комплимент должен быть конкретным и только слегка преувеличивать реальность.
Комплимент не должен быть двусмысленным. Например, во фразе: "Ну, ты и шустрый малый!" слово "шустрый" можно понимать двояко.
Комплимент не должен быть дидактичным: не стоит говорить "Ты отличный товарищ, но если сделаешь то-то и то-то, то станешь еще лучше". Тем более, не добавляйте в комплимент "ложку дегтя" ("У тебя золотые руки, к ним бы еще золотую голову…").
Говоря комплимент, встраивайте его в общую фразу, не делайте после него паузы.
Один из лучших комплиментов – сказанный на фоне "антикомплимента" самому себе, например: "Я восхищаюсь вашим умением убеждать трудных клиентов. У меня так никогда не получается".
Но кроме произнесения, нужно еще уметь и принимать комплименты. Большинство людей с трудом принимают похвалу и стараются отвергнуть комплимент (классический вариант: "Как вам идет это платье!" "Ой, ну что вы, оно такое старое, ему уже десять лет"). Конечно, это неправильно – нужно улыбнуться и поблагодарить.
Давайте говорить комплименты как можно чаще, непринужденность достигается практикой. И тогда улыбаться друг другу мы тоже будем чаще.