Александр Воробьев на своем опыте доказал, что человек, знающий историю, стоит дороже. Историческое образование и умение работать в архивах помогли ему создать бизнес.
Александр Воробьев (24 года), по образованию
историк, начал карьеру генеалога несколько лет назад. Поработал в одной
московской фирме, изучил рынок изнутри. Перебрался в Петербург
и в мае 2009 года открыл свою компанию — ООО "Генеалогик".
Деньги на старт — 140 тыс. рублей — он получил от заказа
на исследование двух семейных линий. На оборот 200 тыс. рублей
в месяц он вышел через полгода.
Этот год предприимчивый историк планирует закончить
с оборотом 3,5–4 млн рублей. По его расчетам, это вполне достижимо.
Полное исследование фамильного рода по восьми линиям (четыре прабабушки
и четыре прадедушки) стоит 1,5 млн рублей. "Всего шесть заказов в год
— и ты у цели", — говорит Александр Воробьев.
Клиенты компании — мужчины 35 лет с доходом выше
среднего, предприниматели, чиновники, топ–менеджеры. Каждое исследование
семейного рода, как правило, длится не меньше года. Именно
на такой срок подписывается договор с клиентом. Каждые 4 месяца клиент
получает отчет — несколько томов с копиями из архивов.
"Клиенты приходят не за дворянским званием (хотя
20% заказчиков все–таки имеют дворянские корни. — Ред.). Нет, им просто нужно
знать, кем были их предки. Многие так находят живых родственников,
о которых никогда прежде не слышали", — рассказывает Александр, листая
книги с копиями из архивов.
Андрей Румянцев, кандидат исторических наук, главный
архивист Центрального государственного исторического архива Петербурга (ЦГИА
СПб), отмечает, что генеалогический бизнес всегда ориентировался на характер
запросов общества. "В 1990 гг. все хотели быть дворянами — и
появились "липовые" генеалогии, когда предки клиента возводились к младшим
семьям или угасшим ветвям известных дворянских родов. Однако с середины
1990–х гг. характер запросов поменялся — большинство клиентов предпочитает
иметь "своих" предков, в каком сословии они бы ни состояли. Соответственно,
большинство генеалогических фирм перешли к "объективной" генеалогии, когда
жизненный путь человека подтверждается значительным количеством архивных
документов", — говорит Андрей Румянцев.
Теоретически найти свои корни каждый может сам. Исторические
архивы открыты, посетителей читальных залов консультируют бесплатно. Таким
образом, если повезет, то, работая с документами той эпохи —
метрическими книгами и исповедными ведомостями, которые с петровских
времен вели приходские священники, а также ревизской сказкой
(что–то вроде переписи населения, которую составляли в начале XVIII —
середине XIX в.), — можно восстановить свои 10–12 поколений, живших
в России допетровских времен.
"Архивные поиски — это исследования с заранее
неизвестным концом. Можно знать о своем предке практически все,
но не найти в архивах никаких документов. Есть регионы, где
не сохранились метрические книги, например Полтавская область. В таких
случаях помочь клиенту мы не можем", — разводит руками Александр
Воробьев.
В России работает около десятка компаний, занимающихся
генеалогическими исследованиями. Самые дорогие родословные книги готовит
московское агентство "Семейный архив". В них помимо истории рода находятся
семейные реликвии: ордена, дипломы, украшения и т.д. Заказ в таком
агентстве может начинаться от 1 млн рублей.