Парковка перестает быть атрибутом современного торгового центра. Теперь ее наличие можно считать залогом успешной реализации проекта.
Проблема нехватки парковочных мест в Петербурге, и особенно
в его центре, хорошо известна. Оборудованных парковок не много. Чаще
всего, и в лучшем случае, они расположены при торговых и офисных центрах и
используются арендаторами или посетителями. Однако, и их хватает не всегда. И
большинство автовладельцев вынуждены парковаться на прилегающих улицах, создавая
проблемы с движением.
Нет парковки – нет клиента
По этим нормативам на объектах культуры, объектах
обслуживающей, административной, производственной деятельности, рассчитанной на
прием посетителей, к которым относятся бизнес-центры, торговые и
торгово-развлекательные комплексы, предполагается наличие 1 машиноместа
на 5 сотрудников в максимальную смену, а также 1 машиноместо на 10
единовременных посетителей при их максимальном количестве.
Кроме того, есть классификация, разработанная Гильдией
управляющих и девелоперов (ГУД) и
классификация, разработанная объединением крупных консалтинговых
компаний (Colliers, Knight Frank, Jones Lang La
Salle).
"В соответствии с такой классификацией, в бизнес-центрах
класса "А" обязательна подземная, крытая многоуровневая наземная или
организованная, охраняемая надземная парковка на прилегающей территории, -
рассказывает директор по консалтингу и оценке NAI Becar Игорь Лучков. - БЦ класса
"B+" требует организованную охраняемая парковка. Для класса "В" такая парковка
факультативна".
Однако, классификация города для выполнения обязательная, а
нормы, установленные общественными организациями, носят рекомендательный
характер
"Российские нормативы жестче, чем на Западе, - отмечает
руководитель отдела проектов и АРИН Зося Захарова, - У нас
они не зависят от локации и едины для всех районов города. Конечно, возможности
обойти нормативы есть. Например, парковочные места могут быть вне выделенного
под строительство участка. В центре города по объективным причинам это явление
достаточно распространено".
аналитических исследований
Впрочем, арендодатели сами понимают, что без парковок не
обойтись. Нет парковки – нет покупателей.
Особенно это касается бутиковых торговых центров, рассчитанных на
людей, которые передвигаются исключительно на авто. Если нет покупателей,
значит, возникает ротация арендаторов и объект стоит полупустой. Итогом
отсутствия парковки становится провал проекта.
"За примерами далеко ходить не надо - ТЦ "Априори" на
Большом пр. Петроградской стороны, ТЦ "Эсфера" (первые 2 этажа жилого дома
холдинга RBI), - говорит руководитель отдела торговых центров Praktis CB Екатерина
Немирова. - Парковка – это основной момент, который приходится учитывать при
строительстве торгового центра в центре города".
Нет парковки – иди в класс "С"
Бизнес-центры без собственной парковки также несут убытки.
До кризиса нехватка парковочных мест не была в числе решающих факторов при
определении размера арендной платы в бизнес-центрах. Сегодня арендаторы стали
более требовательны, и предпочтение отдается объектам с паркингами.
"Те бизнес-центры, которые не могут этого предложить, при
высокой конкуренции и низком спросе вынуждены удерживать или привлекать
арендаторов более низкими ставками аренды", - говорит Зося
Захарова.
ВNAI Becar утверждают, что при сравнении двух аналогичных объектов в одном месте офисы в бизнес-центре без парковки будут сдаваться на 20-30% дешевле.
ВNAI Becar утверждают, что при сравнении двух аналогичных объектов в одном месте офисы в бизнес-центре без парковки будут сдаваться на 20-30% дешевле.
"Да и вообще, согласно современным стандартам объект без парковки не может
быть классифицирован выше класса "С", - уверен Игорь Лучков.
Догоняем Европу
По сравнению с крупными городами Европы, стоимость парковки в Петербурге пока
ниже.
Colliers
International Санкт-Петербург Евгения Васильева. – По стоимости паркомест
Петербург стоит рядом с такими городами, как Рига, Бухарест, Берлин и
Таллинн".
"Мы далеко не в десятке городов-лидеров по
стоимости парковки, - говорит заместитель директора департамента
консалтинга
Впрочем,
у Северной столицы есть все шансы догнать и перегнать Европу. Эксперты считают,
что единственный вариант для центра города – подземные
парковки. За границей подземные паркинги расположены даже в центре
города. Например, в Париже, Барселоне или Лондоне. Строительство подобных
сооружений в Петербурге осложняют особенности почвы. Осложняют процесс
развития парковок под землей - грунты.
"Очевидно, что офисные центры должны быть обеспечены
необходимым количеством парковочных мест, - говорит Евгения Васильева.
- Правда, вопрос цены остается открытым. Если пытаться окупить проект
парковки в короткие сроки, то и цены будут соответствующими, то есть высокими".
Тем не менее, проекты подземных и автоматизированных паркингов
начинают появляться.
Пока реализованных проектов крайне мало. Например,
трехуровневый подземный паркинг европейского класса на 550 м/м запроектирован
в торгово-офисном комплексе "Стокманн Невский Центр". Первый в
городе автоматизированный паркинг построен в БЦ Bolloev Center.
Он позволяет оптимизировать количество мест в крытом паркинге. Среди заявленных
проектов можно выделить проект Quattro Corti, где предусмотрен
автоматизированный подземный двухуровневый паркинг на 120 м/м.
Автоматизированная парковка экономит минимум 30% места за
счет подъездных развязок. Они здесь не нужны: машина "забирается" с места и
переносится в определенную ячейку. Однако стоит она в два-три раза дороже
обычных парковок. По словам Игоря Лучкова,
стоимость возведения составляет – 10-20 тыс. евро за одно
машиноместо.
Попытки придумать что-либо новое в деле размещения автомобилей пока
терпят крах.
"Новые идеи? – вопрошает Екатерина Немирова. – Как раз над этими новыми идеями уже который год думает администрация нашего города. Пока с переменным успехом. Появляются мысли, например, пересесть на велосипеды как в Китае, построить парковку в виде огромного "колеса обозрения"… Чего только не придумают! Но в реализуемости подобных идей можно усомниться".
"Новые идеи? – вопрошает Екатерина Немирова. – Как раз над этими новыми идеями уже который год думает администрация нашего города. Пока с переменным успехом. Появляются мысли, например, пересесть на велосипеды как в Китае, построить парковку в виде огромного "колеса обозрения"… Чего только не придумают! Но в реализуемости подобных идей можно усомниться".
МНЕНИЕ
Безусловно, наиболее удобным и безопасным видом парковки
является наземные паркинги на территории, прилегающей к объекту.
Отличными примерами таких объектов являются ТРК "Питер-Радуга", "МЕГА",
"Северный молл", "Гранд Каньон" и другие. В центральной части города или в
районах с плотной деловой и коммерческой застройкой отсутствует возможность
организации таких парковок из-за нехватки свободных территорий. Возможные
варианты решения – строительство подземного или наземного многоуровневого
паркинга. Однако, это технически сложные и отличающиеся высокой стоимостью
строительства проекты. Можно строить и многоуровневые автоматические паркинги.
Но сложность подобных сооружений не меньше, а стоимость строительства и
обслуживания даже выше. Парковку можно устроить и на крышах торговых комплексов.
Но такое устройство потребует дополнительной площади для организации
съездов-въездов на крышу.