Консалтинговая компания RRG провела исследование ритейла люксового сегмента в России.
В ходе исследования аналитики рассмотрели 272 бренда
категории "люкс", открывающих монобрендовые магазины и развивающихся в России.
Классификация брендов проводилась по двум направлениям: товарные группы и
ценовая категория.
Максимальное количество компаний (71%) занимается
производством обуви, чуть меньше компаний – производством одежды и аксессуаров
(соответственно, 68% и 67%). Таким образом, более 60% компаний заняты в этих
трех товарных группах. А 16% компаний работают во всех товарных группах.

С точки зрения ценовой категории выделяется три
сегмента - Luxury, Premium и Upper Middle. К брендам категории Luxury относятся
наиболее дорогие марки: как эксклюзивные, так и широкоизвестные бренды, такие
как Cartier, Chanel, Louis Vuitton, Prada, Rolex, Tiffany, Yves Saint Laurent и
др. Бренды категории Premium – престижные, но несколько менее дорогие и
узнаваемые. В качестве примера можно привести Alexander McQueen, Baldinini,
Cherutti, Christian Lacroix, Missoni, Nina Ricci, Trussardi и др. Upper Middle –
марки уровня выше среднего, доступные массовому пользователю. К данной группе
относятся Calvin Klein, Diesel, Guess, Hugo Boss, Pierre Cardin, Swarovski и
др.
Наименьшую долю в Р
оссии (16%) занимают бренда класса Luxury, наибольшую –
Premium (45%). Среднее положение (39%) занимает сегмент Upper Middle.
Люксовые бренды присутствуют во всех семи федеральных
округах РФ. В основном люксовые бренды открывают магазины в европейской части
России, причем в основном магазины расположены в областных центрах.
Наиболее развитым с точки зрения наличия
магазинов люксовых операторов является Центральный федеральный округ, в котором
расположено 527 монобрендовых магазинов. При этом 513 магазинов расположены в
Москве, то есть в остальных городах ЦФО рынок развит весьма слабо. Это связано с
тем, что в Москве наиболее высокие доходы, численность населения, а также
интерес к покупке товаров люксовых марок.
Вторым по количеству магазинов класса «люкс» является
Северо-западный федеральный округ, в котором находится 120 магазинов, из которых
101 магазин расположен в Санкт-Петербурге, 19 – в Калининграде. В других городах
округа люксовые магазины отсутствуют. При этом люксовые магазины расположены в
10-ти городах Пр
иволжского и 8-ми городах Южного федеральных округов. Наименьшее
количество магазинов люксовых операторов находится в Дальневосточном федеральном
округе – 12, причем 7 из них расположены во Владивостоке.
В целом по России люксовые операторы предпочитают в 62%
случаев предпочитают открывать магазины в торговых центрах. При открытии
магазинов в регионах большинство операторов традиционно предпочитают
сотрудничество с местными партнерами, что снижает риски и
затраты на открытие магазина. Для люксовых операторов в целом не характерна
работа в России напрямую.

Основной формат магазинов, в котором заинтересованы
компании, работающие в дорогом сегменте, составляет 150-300 м2, при этом в
торговых центрах рассматриваются только наиболее удачно расположенные помещения
с большим витринным фронтом, хорошей визуализацией.
Если же говорить об отдельных ценовых категориях, то
магазины Luxury, в основном, открываются в формате стрит-ритейла. Это связано с
тем, что в основном магазины данного класса расположены на исторически
сложившихся торговых улицах. В Москве это Столешников переулок,
Третьяковский проезд, Барвиха luxury village, Кутузовский проспект и др. В
Петербурге это Невский проспект, Большая Конюшенная улица, в Екатеринбурге –
улица Сакко и Ванцетти, улица Розы Люксембург, улица Луначарского. Открытие
магазинов в сегменте Luxury, прежде всего, в Москве связано с тем, что в
столице, безусловно, уже сложилась максимальнаяая целевая аудитория, готовая
покупать продукцию брендов данного класса.
Большая часть европейских брендов, открывающих монобрендовые
магазины, уже представлены в России. Что касается американских брендов, то в
основной массе они предпочитают развиваться в Северной Америке,
и лишь некоторые выходят на европейский и российский рынки. Примерами последних
являются Jimmy Choo, Manolo Blahnik, DKNY и др.
Одна из ведущих сейчас компаний на рынке люксовых товаров в
России, компания Bosco di Ciliegi, была основана в 1991 году. Компания развивает
такие бренды как Barbara Bui, Iceberg, Jean Paul Gaultier, Kenzo, La Perla, Max
Mara, Moschino, Pollini. В основном Bosco di Ciliegi занимается развитием
брендов класса Premium и открывает магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре,
Екатеринбурге, то есть в городах с наличием наибольшей прослойки населения с
высокими доходами, которые могут себе позволить покупать товары в данном
сегменте. В Москве компании принадлежит один из наиболее знаковых объектов по
продаже люксовых товаров – торговый центр ГУМ. Чуть позднее в 1994 была основана
компания Mercury, занимающаяся развитием наибольшего числа марок Luxury, таких
как Brioni, Chanel, Prada, Tiffany&Co., Valentino, Yves Saint Laurent и др.
Крупными компаниями, занимающимися развитием люксовых брендов в России, также
являются Джамилько, Крокус, No One, Fashion Continent.
В связи с кризисом большинство люксовых операторов
приостановили свое развитие и рассматривают только уже действующие проекты в
Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. Падение спроса на
продукцию в 2009 году составило в среднем 15-20% (в рублях
),
что при росте курса доллара и евро привело к падению на 40-45% в валюте. Падение
спроса спровоцировало изменение ценовой политики магазинов,
продающих люксовые бренды: скидки в сезон распродаж доходили до 70%, что
позволило многим ритейлерам практически сохранить обороты, при этом цены в этом
период были сопоставимы с ценами на аналогичную продукцию в Европе. Несмотря на
это, многие потребители люковых товаров по-прежнему предпочитают
покупать данные товары за границей. Сложности с развитием
люксового сегмента в общем и в регионах в частности, считают связанными с
высоким уровнем инвестиций в открытие магазина и недоступностью дешевого
финансирования. Затраты в открытие одного магазина составляют 12-15 тыс. евро на
кв.м площади магазина. Кроме того, высокие затраты компании несут и на покупке
коллекции, заказ и предоплата которой происходит за 7-8 месяцев до доставки. При
этом срок окупаемости магазина составляет 5-7 лет.

Данная ситуация привела к тому, что в 2009 году в
Москве были закрыты все магазины Diesel, от франшизы которой отказалась компания
«Винтаж Технолоджи». Из-за нерентабельности были также закрыты магазины Stella
McCartney и Alexander McQueen в Москве на Кузнецком мосту, открытые в 2007.
Бренды в Москве развивала компания Arts Group. Закрылся бутик еще одной люксовой
английской марки – Vivienne Westwood. В 2009 году при этом было отмечено
открытие ряда магазинов других брендов высокого класса: в марте в ГУМе компания
Bosco di Ciliegi открыла монобрендовые обувные магазины Сasadei, Cesare Paciotti
и Alberto Guardiani и мультибрендовый магазин белья Estelle A-Store, где
представлены такие бренды как Sonia Rykiel, Richmond, Myla, Caprise de Marie,
Lise Charmel и др. Компания Nо One осенью 2009 бутик Giuseppe Zanotti на М.
Бронной, 24.
Дальнейшее развитие люксовых брендов на российском
рынке будет зависеть от экономической ситуации в целом. При
постепенном выходе из кризиса можно прогнозировать рост
покупательской способности, а значит, рост спроса на более
дорогие товары, вследствие чего заинтересованность люксовых операторов в работе
в России может повысится. Однако, в силу уже сложившейся практики можно ожидать,
что люксовые бренды будут по-прежнему предпочитать работать не
напрямую, а с локальными партнерами.