Бумажные книги вымрут, как VHS

Максим Мошков

Бумажные книги вымрут тaк же, как уже вымерли пластинки, CD, кассеты, VHS, папирусы, пергаменты и глиняные таблички. Я кладу на это примерно 10-15 лет. Предпосылки очевидны: экономические.

Заметная часть населения вообще перестала читать, переключившись на телевизор, музычку и — те, что из авто не вылезают, — на радио.
Часть аудитории притянута Интернетом (блоги, новости, социальные сети, сетевые игрушки).
В то же время накладные расходы на выпуск книжного тиража остаются весьма заметными: подготовка издания, типография, печать, доставка, дистрибуция, реклама. Расходы при тираже меньше 5000 экземпляров не оправдываются или создают "непокупную" цену экземпляра. Имеем отрицательную обратную связь со всеми вытекающими последствиями.
Частично потеря "бумажного" чтения будет отыгрываться интернетовскими (несколько процентов) и электронными книжными читалками. На Западе интерес к ним большой, у нас тоже становится заметным. Но все равно это считаные проценты.
Так что книжные издательства, которые вовремя не пересядут на электронную форму, через 10 лет могут остаться у разбитого корыта — без покупателей и без денег на организацию процесса.
Что касается библиотек, то не думаю, что они превратятся в музеи. Вряд ли. Слишком много музеев получилось бы. Если библиотеки не смогут удерживать внимание читателей, то они рискуют оказаться просто закрытыми.
В то же время в тех библиотеках, где руководство идет в ногу со временем, делается многое для их развития и превращения в культурные центры. То есть те, что останутся, будут не столько хранилищами книг, сколько точками общения, культуры, встреч, передачи информации.
Интернет в библиотеках, само собой, будет развиваться. Правда, не стоит спешить с тем, чтобы заменить реальные библиотеки электронными.
А действительно озаботиться созданием нормальных электронных библиотек государству необходимо. Шаги, предпринимаемые сейчас, на мой взгляд, жалкие полумеры.
С одной стороны, государство провозглашает создание национальной библиотеки имени Ельцина, с другой стороны, принимает поправки в законы, запрещающие даже этой библиотеке заниматься сбором электронных книг.