Аукционам объявили банкротство

СПб. Дорожники через федеральные структуры лоббируют отказ от аукционов при раздаче подрядов на дорожное строительство, причина — ряд предумышленных банкротств.

Одним из основных приверженцев идеи отмены аукционов (введены в 2006 году) выступает Юрий Агафонов, директор НП «Саморегулируемая региональная ассоциация предприятий дорожного комплекса Северо–Запада». «Создается впечатление, что в последнее время некоторые крупные предприятия стали умышленно объявлять себя банкротами, дабы не расплачиваться с субподрядчиками», — говорит он.
Дикий демпинг
По словам Агафонова, для стабилизации дорожного рынка и улучшения качества дорог необходима отмена аукционов на проектирование и строительство и возврат к тендерной системе.
Эту проблему дорожники обсудят на первом заседании экспертного совета дорожного комплекса при Федеральной антимонопольной службе РФ в феврале 2010 года. Эксперты говорят, что на аукционах демпинг среди строителей доходит до 50–70%. «Так, с одной стороны, аукцион позволяет выходить на рынок любым компаниям, но с другой — организатор торгов не несет ответственности за качество построенного объекта», — объясняет Агафонов.
Дорожники, активно работавшие с госзаказом до введения аукционов, единогласно утверждают, что нужно вернуть проведение предквалификации и в первую очередь смотреть на опыт работы компании и ее специалистов.
«Мне все равно, аукцион или тендер, — говорит генеральный директор ОАО «Мостоотряд–19» Ефим Иголинский. — Главное, чтобы была предквалификация и на конкурс не могли выйти те, кто вообще к дорожному строительству не имеет отношения». Также, по его словам, нужны серьезные поправки в ФЗ №94, к которому «абсолютно у всех участников рынка есть масса претензий». Еще дорожники возмущены тем, что, когда неизвестная на рынке компания в процессе аукциона идет на демпинг, с нее никто не требует обоснования, за счет чего она это сделает.
Противники аукционов уверяют, что именно аукционы привели к тому, что генподрядчиками на основных дорожных объектах города становятся компании–однодневки. Выигрывая аукцион за счет демпинга, они в итоге не всегда находят средства, чтобы расплатиться с субподрядчиками.
«Если такая ситуация будет продолжаться, то никто просто не пойдет на субподряд, а генподрядчик самостоятельно на эти деньги ничего построить не сможет», — уверен Агафонов.
Темная лошадка
Тем не менее аналитики полагают, что отмена аукционов лоббируется именно теми компаниями, которые после введения этой схемы были оттеснены от многомиллиардных госзаказов. Генеральный директор ОАО «НИИ ПРИИ «Севзапинжтехнология» Андрей Мазко говорит, что тендер — это тоже далеко не идеальная конкурсная система. «Я вообще думаю, что тендер — это условный конкурс, — говорит он. — На мой взгляд, документация тендера изначально готовится под определенную компанию».
Власти же, по всей видимости понимающие, что ни тендер, ни аукцион не смогли повлиять на качество дорог, решили прибегнуть к системе, позволяющей еще больше экономить бюджетные средства. Так, заместитель председателя КБДХ Дмитрий Быков утверждает, что до конца 2010 года планируется переход от открытых аукционов на аукционы в электронной форме. Но бизнес от этой идеи не в восторге.
«Переход на электронные торги — это вообще полный хаос, — возмущен директор ассоциации предприятий «Дормост» Кирилл Иванов. — Все будет зависеть от того, кто раньше кнопкой мышки щелкнет».
Очевидно, что, пока у дорожных предприятий не будет мотивации строить качественно и надолго, состояние дорог в городе не изменится. Поэтому должна быть разработана схема, по которой, допустим, компания, входящая в СРО и сорвавшая контракт, лишалась бы допуска. А если дорожное предприятие неоднократно нарушает сроки работ, строит некачественный объект или не гарантирует его долговечность, такое предприятие и его собственников должны изгонять из СРО и с дорожного рынка без права восстановления.
Остались на плаву
По данным ассоциации «Дормост», в 2009 г. в тяжелом финансовом состоянии оказались 22 дорожных компании, среди них «Дорстройпроект», «Ленмостострой» и «Мостспецмонтаж».
54 млн м2 общая площадь всей улично–дорожной сети Петербурга, это 3300 объектов. В 2009 г. на капремонт дорог, а это 13 объектов, было выделено 1,5 млрд рублей.
Юрий Агафонов лоббирует отказ от аукционов и переход обратно к тендерам.
фото: trend
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты